Шевцова Т.В.
ГУО «Чечерский районный социально-педагогический центр»
Республика Беларусь, г.Чечерск
Сегодня в психологии детско-родительские отношения, материнство и отцовство принято рассматривать через категорию привязанности. Термин «привязанность» используется в широком и узком значении.
В широком значении привязанность – это тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризующаяся взаимным вниманием, чуткостью и отзывчивостью и желанием поддерживать близкие отношения.
В узком смысле привязанность – это первая связь младенца со взрослым, которая характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными отношениями.
В контексте данной работы наибольший интерес представляет второе, более узкое значение термина «привязанность».
Согласно Дж. Боулби привязанность младенца проявляется в трех феноменах:
Основа привязанности – привычка к тем или иным удобствам и обстоятельствам, которую уже затруднительно (не хочется / больно / трудно / страшно) менять. Нередко привязанность принимает форму любви: заботимся, чтобы не потерять. Переживается привязанность разнообразно - как чувство близости, как любовь, как ощущение груза, как лишение свободы, как страх.
Показателем привязанности можно считать стремление ребенка к определенному человеку, его желание общаться, а также протестовать против разлуки с ним. Чувство привязанности формируется ко второму полугодию жизни, но не у всех детей. Отклонения бывают значительными. В данном случае проявляется связь с уровнем развития, если развитие ребенка идет быстрыми темпами, то чувство привязанности у него формируется раньше. Чем больше число людей находится в окружении ребенка, тем сильнее его реакция привязанности к близким. Для образования связей имеет значение не только удовлетворение физиологических потребностей ребенка, но и частота контактов взрослых с ним, их эмоциональное отношение к нему.
Привязанность – это желание быть рядом с человеком, вызывающего такие чувства, которые не вызывают другие люди. Он отличен от других. У него установилась какая-то особая душевная близость. Это понимание друг друга на каком-то глубинном уровне, который не передашь словами, а его можно только чувствовать [2, с.79].
К основным типам привязанности, можно отнести:
- надёжная (безопасная) привязанность;
- избегающая;
- амбивалентная;
- дезорганизованная;
- реактивная;
- симбиотическая;
- сдержанный тип привязанности.
1) Надежная привязанность, она проявляется, когда материнская забота была последовательной и направленной на удовлетворение потребностей ребенка. Ребенок, вырастая, начинает ощущать себя ценным и достойным заботы. Окружающих людей он воспринимает, как безопасных и готовых помочь. Данная привязанность, основанная на чувстве безопасности, с возрастом находит выражение во все более широком спектре форм поведения, реализуемых ребенком в отношении близкого взрослого (родителя). Надежная, безопасная привязанность реализуется в детско-родительских отношениях, основывающихся на взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдаются хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка;
2) избегающая привязанность: когда ребенок угрюм, замкнут и ни кому не доверяет. Подобное может быть потому, если ребенок пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок застрял в нем. Также одной из причин избегающей привязанности, может быть эмоционально-отвергающая и несколько жестокая забота со стороны близкого человека. В результате, формируется личностный тип так называемого «послушного ребенка» — конформный, уступчивый, тихий [3, с. 164];
3) амбивалентная привязанность: в этом случае ребенок демонстрирует двойственное отношение ко взрослому, то ластиться, то грубит и избегает. Такая привязанность характерна для детей, чьи родители были непоследовательны или истеричны, то ласкали, то били ребенка. Амбивалентная привязанность отличается стремлением ребенка контролировать взрослого, использованием манипулирования, угроз, шантажа, взывания к жалости. Ребенок выбирает угрожающую, либо умиротворяющую стратегию воздействия на поведение родителей;
4) дезорганизованная привязанность: дети с такой патологией привязанности научились выживать, нарушая все правила человеческих отношений, им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтоб их боялись. Такая привязанность характерна для детей подвергавшихся систематическим жестокому обращению и насилию. Дети с дезорганизованной привязанностью неспособны выработать контроль за импульсивным поведением или регулировать стресс, что часто приводит к таким формам поведения, как вранье, кражи, уничтожение собственности, нанесение вреда себе и насилие над другими. Им постоянно нужно контролировать ситуацию, но у них мало контроля над собственными чувствами или поведением, также возникают серьезные проблемы с выражением эмоций и эмпатией;
5) реактивный тип привязанности занимает промежуточное место между привязанностью надежной и амбивалентной, характеризуется очень высокой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью, неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от значимого взрослого подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, испытывает повышенную потребность в ласке и одобрении [4, с. 36];
6) симбиотическая привязанность (смешанный тип): такие дети не отпускают мам от себя ни на шаг, постоянно привлекают к себе их внимание, проверяют включенность, заглядывают в глаза («а ты точно-точно меня любишь?»), очень болезненно реагируют на то, что мама отворачивается от них, общается с кем-то еще. Симбиотическая привязанность формируется, как правило, в семьях с очень тревожными мамами, которые ориентируются на некие «правильные» представления о воспитании, стараются избежать ошибок и уверены в небезопасности окружающего мира. У них самих очень сильная сепарационная тревога и необходимость в постоянном подтверждении: только со мной моему малышу будет хорошо. Однако при этом на потребности ребенка они отвечают лишь при прямом зрительном контакте и выраженных сигналах в виде, например, плача. Дети у таких мам тоже вырастают тревожными. Им трудно отделиться от мамы и понять, кто они на самом деле;
7) сдержанный тип привязанности: переходный тип от надежной к избегающей привязанности, который характеризуется более дистантным характером. Но за дистантностью взаимодействия между значимым взрослым и ребенком скрыта осторожность ребенка, его опасения стать объектом отрицательной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность. Ребенок очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно негативным, и к наказанию. Любовь взрослого нужно заслужить, так как она обусловлена выполнением требований, обязательств [5, с. 143].
Литература:
Амер. Психол. Асооциация. – 1979. – 104 с.
детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Вестник Псковского государственного университета. – 2017. – Вып. 5. – С. 76-81
ребенка к матери / Н.Н. Авдеева. – М.: Аверсэв, 2006. – 208 с.
Вопросы психологии. – 2007. – Вып. 6. – С. 30-41
Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарика, 2003. – 216 с.