Пенсионное страхование как фактор рыночной экономики

Михайлова М.Н., Низова Л.М.,

Поволжский государственный технологический университет,

Республика Марий Эл, г. Йошкар – Ола

 

Пенсионная система является одной из важнейших социально-значимых систем социальной защиты населения, так как она затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население.

В силу своей масштабности, пенсионная система играет большую роль в социально-экономической, общественно-политической жизни и в финансово-бюджетной сфере государства. Она связана с налоговой системой, системой заработной платы, состоянием на рынке труда, с демографическим положением.

Пенсионное страхование изучается рядом ученых, среди которых можно отметить: В.В. Антропова, Н.А. Волгина, А.В. Голубева, Д.В. Лазаревского, С.О. Морозову, В.Д. Роика, А.К. Соловьева, Г. Тучкову, А.И. Федотова, Т.Ю. Фирстову и других.

Институтом пенсионного страхования выступает Пенсионный фонд Российской Федерации (далее РФ), главная функция которого содержится в финансировании выплаты всех видов государственных пенсий. Страхование осуществляется путем открытия индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде РФ с выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Именно на этот счет работодатель каждый месяц перечисляет страховые платежи (22%).

Пенсионное страхование в РФ регулируется соответствующим законодательством: Конституцией РФ (ст.7, ст. 39) [1], ФЗ от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [2], ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [3], ФЗ от 15.12. 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [4].

Государство проводит активную политику в сфере пенсионного страхования. В 2013 г. утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.  Реформирование пенсионной системы направлено на приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с вызовами времени. Цель реформ – обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности [5].

С 1 января 2015 года система пенсионного страхования претерпела ряд преобразований. Было определено два вида пенсий – страховая, заменившая трудовую пенсию, и накопительная. Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата, которая компенсирует заработную плату или иной дохода, получаемый в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода застрахованного лица, который утратили нетрудоспособные члены семьи в связи с его смертью. Накопительная пенсия - это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования [6].

Также при расчете будущей пенсии стали учитывать не денежные единицы, а индивидуальные пенсионные баллы. Они рассчитываются с учетом суммы уплаченных страховых взносов, продолжительности страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Следует отметить, что с 2015 года до 2024 года величина индивидуального пенсионного коэффициента (балла) возрастает на 2,4 каждый год, от 6,6 баллов в 2015 году до 30 баллов к 2024 году [7].

С 1 января 2015 года минимальный страховой стаж для получения права на пенсию стал равен 6 годам, вместо 5 лет. Он будет увеличиваться каждый год и к 2024 году будет равен 15 годам [7].

Комплекс мер по реформированию пенсионной системы с начала 2015 года затронул всех участников обязательного пенсионного страхования. Однако, решений всех накопившихся проблем не произошло.  Одной из них является низкий уровень пенсионного обеспечения. Главной причиной многие эксперты считают большую долю теневой экономики, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов.

Кроме этого с каждым годом увеличивается число получателей пенсионных выплат и сокращается число работающих, а, следовательно, и плательщиков взносов. Таким образом, нарушается принцип солидарности поколений.

По данным Пенсионного фонда РФ на 1 января 2018 года численность пенсионеров по сравнению с предыдущим годом увеличилась с 45,2 млн. до 45,7 млн. человек [7]. Увеличение связано с естественным ростом численности пенсионеров в стране. Общая численность пенсионеров в Республике Марий Эл составляет более 209 тыс. человек, это примерно на 3 тыс. человек больше чем было в 2016 году. Большая часть пенсионеров – 192 тыс. человек (91,89%) - получатели страховой пенсии. Персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется для 749,6 тыс. граждан республики [8].

Низкий уровень рождаемости обуславливает разницу между трудоспособным населением и гражданами пенсионного возраста, что приводит к старению населения, увеличению нагрузки на пенсионную систему (на 1 работающего приходится 1,5 пенсионера) и в последствии — к дефициту Пенсионного фонда, который в 2017 году составил 1,1 трлн. рублей, что на 0,3 трлн. больше, чем в 2016 году [7].

Также усугубляет сформировавшуюся ситуацию еще одна проблема – низкий коэффициент замещения утраченного заработка. Международная организация труда Конвенцией №128 установила, что минимальный размер пенсии должен составлять не менее 40% от средней заработной платы гражданина. И хотя в Российской Федерации Конвенция не была ратифицирована, существенное отставание коэффициента в России (37%) от международного стандарта указывает на невыполнение критерия достаточности в рамках финансового механизма отечественной пенсионной системы.

Возможными путями названных проблем пенсионного страхования могут стать: совершенствование пенсионного законодательства; усиление государственного контроля и надзора за деятельностью финансовых институтов, работающих со средствами населения; увеличение коэффициента замещения от утраченного заработка; снижение уровня безработицы среди молодого поколения; сокращение теневой экономики.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Правовая система Консультант Плюс. –  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 06.04.2018).

2.      «О накопительной пенсии» [Электронный ресурс]: Федеральный закон №424-ФЗ от 28.12.2013 года // Правовая система Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (Дата обращения 06.04.2018).

3.      «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]: Федеральный закон №400-ФЗ от 28.12.2013 года // Правовая система Консультант плюс. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/143a1df/ (Дата обращения 06.04.2018).

4. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон №167-ФЗ от 15.12.2001 года // Правовая система Консультант плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (Дата обращения 06.04.2018).

5. «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ № 2524-р от 25.12.2012 // Правовая система Консультант плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23062.html/ (Дата обращения 06.04.2018).

6. Низова, Л.М.Социальное страхование как форма социальной защиты населения на мезоэкономическом уровне/ Л.М. Низова. – Йошкар – Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. – 264 с.

7. Официальный сайт Пенсионного Фонда России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/  (Дата обращения: 06.04.2018).

8. Статистические материалы Отделения Пенсионного Фонда России по Республике Марий Эл.