Качество жизни как индикатор благосостояния граждан

Кузнецова М.М., Низова Л.М.,

Поволжский государственный технологический университет,

Республика Марий Эл, г. Йошкар – Ола

 

Бедность как глобальная проблема предполагает состояние, вызванное недостатком ресурсов материального характера для ведения нормального образа жизни, привычного и характерного для значительной части населения планеты. В настоящее время более 1 млрд. человек в мире находиться за чертой бедности или близко к границе «социального дна». Нищета достигла критического уровня в Замбии-76%, Нигерии-71%, Мадагаскаре-61%, Танзании-58%, Гаити-54%. Поэтому далеко неслучайно данная проблема находится в центре внимания зарубежных ученых.В их исследованиях  выделяются период с XVIII до первой половины XX века (А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, Г.Спенсер, Ж.Прудон, Э.Реклю, К.Маркс и С.Роунтри) и современные исследования бедности в XX веке (Ф.А.Хайек, П.Таунсенд и другие) [1, с.22].

В Российский Федерации более 20,3 млн. чел. (почти 15%) имеют доход ниже прожиточного минимума.По мнению Президента РФ «…считаю главным, ключевым фактором развития благополучия людей, достаток в российских семьях. Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовывать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие – обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности»[7]

Бедность - экономическое положение части населения и семей, имеющих относительно низкое обеспечение денежными, имущественными и иными ресурсами и, следовательно, находящихся на низком уровне своих материальных и духовных потребностей. [3]

В науке выделены три подхода к определению бедности: абсолютная, относительная и субъективная бедность. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание (пища, жилье, одежда). Относительная бедность определяется через характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.[6]

При определении бедности в России используется абсолютная концепция определения бедности, согласно которой черта бедности устанавливается на уровне прожиточного минимума, рассчитанного в соответствии с физиологическими нормами для поддержания жизнедеятельности. При этом к бедным относят тех, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума: низкооплачиваемые работники, молодежь, впервые входящая на рынок труда,безработные, значительная часть семей с двумя-тремя и более детьми, часть пенсионеров,вынужденные переселенцы, маргиналы. [2, с.19]

В настоящее время минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет лишь 85 % прожиточного минимума – 9489 руб. Прожиточный минимум за четвертый квартал 2017 год составил на душу населения – 9786 руб., для трудоспособного населения – 10573 руб., для пенсионеров – 8078 руб., для детей – 9603 руб. [5]

Значительно ниже величина прожиточного минимума в Республике Марий Эл за четвертый квартал 2017 г.: на душу населения приходится 8742 руб., в том числе для трудоспособного населения – 9319 руб., для пенсионеров – 7167 руб., для детей – 9011 руб. [4]

Для преодоления проблем бедности в Российской Федерации и Республике Марий Эл принимаются следующие законодательные меры:

  1. В рамках Конституции Российской Федерации принят Федеральный Закон №442-ФЗ «Об основахсоциального обслуживания граждан в Российской Федерации», в котором указаны срочные социальные услуги (глава 6, ст. 21):
  • обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами  продуктов;
  • обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.

2.   Государственным собранием РМЭ принят Закон Республики Марий Эл №50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл», который определяет меры социальной поддержки для 108 категорийграждан.

Повышение уровня жизни населения - основная цель социальной политики и главный критерий ее эффективности в любой цивилизованной стране. Сокращение масштабов бедности выступает в качестве одной из важнейших составляющих достижения этой цели. И, наоборот, бедность ведет к ухудшению качественных характеристик населения, усилению социально-экономического неравенства, что чревато социальными катаклизмами.

По мнению автора, для решения этих жизненно важных вопросов следовало бы принять следующие меры:

1.Содействие росту занятости и меры по повышению уровня оплаты труда (в отношении трудоспособных);

2.Создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

3.Формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным ресурсам;

4.Сосредоточить усилия на снижении бедности в тех регионах, в которых проживает не менее чем 50% всего бедного населения страны;

5.Реализация социальных программ, помогающих снизить уровень бедности.

Список литературы:

 1. В.С.Сычева. Измерение уровня бедности: история вопроса. – СОЦИС, 2008, № 3. – с.22

2. Кузнецова М.М., Низова Л.М. Проблема бедности и пути повышения уровня жизни населения. Содружество наук. Барановичи-2017, 248 с.

3. Перова М.Б., Перов Е.В. Словарь терминов по социальной статистике. Ключевые термины статистической науки в социологическом аспекте.

4. Постановление Правительства Республики Марий Эл №10 от 17 января 2018 года «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Марий Эл за IV квартал 2017 г.»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1072 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2017 г.»

6. Ярошенко С. Теоретические модели бедности. – Рубеж. 2005, № 8–9

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 "Послание Президента Федеральному Собранию".