Особенности поведения будущих инженеров в различных ситуациях общения

Толкач И.Ф.,

Белорусский государственный аграрный технический университет,

Республика Беларусь, г. Минск

 

Современные социально-экономические условия диктуют новые требования к подготовке специалистов различных отраслей народного хозяйства. Непременным условием для любой профессиональной деятельности, помимо специальных знаний, является владение навыками устной и письменной коммуникации, способность к межличностному взаимодействию, сотрудничеству.

Существенное значение в многообразных ситуациях общения имеет коммуникативная толерантность. Толерантность в общении предполагает уважение партнеров по общению, терпимость, доверие, готовность понять и принять иную точку зрения, великодушие, умение внимательно выслушать другого человека, стремление разобраться в возникающих противоречиях и найти решение, устраивающее обе стороны.

В современном мире развитая культура социальной коммуникации необходима не только профессионалам, чья деятельность связана с общением (профессии «человек – человек» по Е.А. Климову), но и обязательна для профессий, не связанных непосредственно с общением (профессии «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковые системы», «человек – художественный образ»).  При этом представляет интерес изучение поведения в различных ситуациях общения у будущих специалистов, чья профессиональная деятельность напрямую не связана с общением. Это обусловлено отсутствием целенаправленности образовательного процесса на формирование коммуникативных качеств и необходимостью более активного формирования названных качеств.

С целью изучения особенностей общения будущих инженеров была использована методика В.В. Бойко «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности» [1, с. 454-456]. В исследовании приняли участие 54 студента 2-го курса специальности «Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса» Белорусского государственного аграрного технического университета.

Данная методика представляет собой опросник, состоящий из 45 суждений, которые сгруппированы на 9 шкал. Используя оценки от 0 до 3 баллов, студенты выявили, насколько верными являются суждения по отношению к ним. При этом, чем меньше сумма по каждой из шкал, тем выше уровень коммуникативной толерантности студентов в данной ситуации общения.

Согласно полученным результатам студенты показали средний уровень коммуникативной толерантности.

При этом наиболее низкий уровень коммуникативной толерантности студенты продемонстрировали по шкале 3 «Категоричность или консерватизм в оценках других людей». Среднее значение ответов студентов 9,2 балла. Наибольшие проблемы в общении у студентов возникают, если собеседники имеют не соответствующий случаю внешний вид, бескультурно ведут себя, имеют низкий профессиональный уровень. Также студенты четко определяют тот тип людей, который им неприятен, и это негативно сказывается на общении.

Более высокий уровень коммуникативной толерантности студенты проявили в оценке собеседников (шкала 2 «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей», среднее значение 6 баллов). Респонденты склонны принимать особенности поведения других людей, не сравнивая их с самими собой. Студентов не отталкивает более низкий интеллект, уровень знаний и культуры собеседников (это не касается профессионализма), они способны поддержать разговор со случайными попутчиками, несообразительными и излишне разговорчивыми людьми.

Среднее значение 7,4 балла выявлено по шкале 7 («Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности») и шкале 8 («Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми»). Студенты отметили возможность прощать собеседнику бестактность, непреднамеренно нанесенные обиды, задетое самолюбие. Студенты не склонны к мстительности, осуждению поступков других, ворчливости, желанию позлить собеседника. Опрашиваемые в ряде коммуникативных ситуаций могут выслушать исповеди и жалобы друзей, коллег и знакомых, могут проявить эмпатию.

Согласно ответам по шкале 9 («Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других», среднее значение 7,15 балла), студенты часто идут на уступки; умеют ладить с новыми людьми, людьми с непростым характером и необычным поведением; способны отступить от своих слов, если понимают, что они не правы.

Набранные студентами баллы по шкале 5 «Стремление переделать, перевоспитать партнера» (среднее значение 6,81 балла) свидетельствуют о небольшом желании опрашиваемых исправить какие-либо качества собеседников. Студенты делают незначительные попытки командовать, воспитывать других, поучать кого-либо, делать замечания окружающим людям.

Среднее значение по шкале 4 «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров» у испытуемых равно 6,78 балла. Студенты в большей степени считают неправильным отвечать на грубость грубостью, показывать неприятие другого человека, высказывать резкие замечания в ответ на действия других людей, реагировать раздражением на иную точку зрения.

В данной группе студентов по шкале 1 «Неприятие и непонимание индивидуальности другого человека» среднее значение 6,7 балла. Особенности окружающих людей не мешают студентам успешно выстраивать коммуникации. Они практически не реагируют на медлительность и заторможенность, нестандартность и оригинальность, суетливость и непоседливость, безупречность окружающих людей.

Еще в меньшей степени проявлено у студентов «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»» (шкала 6, среднее значение 6,4 балла). Как отмечают студенты, их не раздражают собеседники не согласные с ними и стремящиеся делать все по-своему, они терпимо относятся к старикам в часы пик, спокойно живут в гостиницах с незнакомыми людьми, способны проявить терпение и выслушать возражения.

Как видим, согласно представленным значениям, опрашиваемая группа студентов продемонстрировала средний уровень коммуникативной толерантности, высокий и низкий уровень коммуникативной толерантности у респондентов не выявлен. Данные результаты свидетельствуют о необходимости в процессе подготовки специалистов акцентировать большее внимание на формирование толерантности в общении. Ведь залогом успешной профессиональной деятельности в быстро меняющихся социально-экономических условиях являются в числе прочих качеств и развитые навыки установления и поддержания контактов с другими людьми.

Список литературы:

1. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – 2-е изд., перераб и доп. СПб.: Питер, 2015. 592 с.