Существенные условия договора суррогатного материнства

Дудко О.В.,

Якубович Н.А.,

Академия управления при Президенте Республики Беларусь,

Республика Беларусь, г. Минск

 

Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. В целях предоставления равной возможности для граждан реализовать себя в качестве родителей для женщин, не имеющих по медицинским показаниям шанса завести ребенка, государство предусматривает механизм применения вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе – суррогатного материнства.

Отметим, что первый в мире ребенок от «суррогатной» матери родился в 1989 г. в Великобритании. Спустя шесть лет (в 1995 г.) программу «суррогатного материнства» начали применять в государствах–участниках СНГ. На данный момент в мире рождено порядка 1 500 детей от суррогатных матерей, по некоторым данным – до 250 тысяч [1].

На территории Республики Беларусь нормативные положения о суррогатном материнстве впервые были закреплены в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье 2006 г. Непродолжительное существование суррогатного материнства вызывает ряд проблем нормативного и практического характера, связанных с его реализацией.

Основанием возникновения правоотношений суррогатного материнства является договор суррогатного материнства. В настоящее время среди ученых не сложилось единого мнения относительно правовой природы этого договора. Так, некоторые исследователи (Т. Е. Борисова [2], Е. С. Митрякова [3], О. В. Фетисова [4]) считают целесообразным отнесение договора суррогатного материнства к категории гражданско-правовых договоров по оказанию услуг. Другие ученые (Е. В. Стеблева [5], В. И. Самарин и А. А. Пухов [6]) полагают возможным закрепление положений о договоре суррогатного материнства в рамках семейного законодательства. С нашей точки зрения, договор суррогатного материнства подлежит включению в сферу гражданско-правовых договоров, так как его сущность вытекает из самого предмета данного договора. В том случае, если договор суррогатного материнства будет закрепляться в гражданско-правовом договоре, считаем целесообразным расширение правового поля его регулирования.

В соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь договор считается заключенным в том случае, если между сторонами достигнуто соглашение относительно всех существенных условий [7]. А, согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 г. № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях», существенными условиями договора суррогатного материнства являются:

1)  оказание услуги по вынашиванию и рождению ребенка;

2)  количество переносимых эмбрионов;

3) организация здравоохранения, в которой будут происходить медицинские процедуры, наблюдение за течением беременности и роды;

4) обязанность суррогатной матери выполнять все предписания лечащего врача и представлять информацию о состоянии здоровья, своего, так и вынашиваемого ребенка;

5) место проживания суррогатной матери в период вынашивания ребенка;

6) обязанность суррогатной матери передать ребенка после его рождения и срок, в течение которого должна быть произведена такая передача;

7) обязанность генетической матери принять ребенка после его рождения и срок, в течение которого ребенок должен быть принят;

8) стоимость услуги (кроме случаев, когда договор суррогатного материнства заключен на безвозмездной основе);

9) порядок возмещения расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание суррогатной матери в период вынашивания, родов и в послеродовой период [8].

Перечень существенных условий для данного договора является исчерпывающим, однако, как это предусмотрено в Гражданском кодексе Республики Беларусь (ст. 402), стороны по своему желанию могут предусмотреть и иные условия, которые будут признаваться для данного договора существенными. Договор суррогатного материнства подлежит обязательному нотариальному удостоверению, при этом на нотариуса возлагается обязанность проверить, все ли предусмотренные законом существенные условия закреплены в договоре, соответствуют ли стороны договора требованиям, предъявляемым к ним, достигнуто ли согласие между сторонами относительно условий договора [9].

Несмотря на достаточно детальное закрепление положений о договоре суррогатного материнства в национальном законодательстве, на практике нередко возникают ситуации, разрешение которых нормативно не урегулировано, что может создавать определенного рода проблемы для обеих сторон названного договора. Так, несмотря на наличие в договоре существенных условий об обязанности суррогатной матери передать ребенка, а генетическим родителям принять его, на практике встречаются случаи, когда суррогатная мать отказывается совершать такую передачу или генетические родители не хотят забирать ребенка.

Для предупреждения подобных ситуаций представляется целесообразным закрепить в Гражданском кодексе Республики Беларусь норму об ответственности за нарушение названных существенных условий договора. Такими мерами ответственности могут выступать: а) уплата недобросовестной стороной договора суррогатного материнства расходов, понесенных в связи с исполнением договора другой стороной; б) взыскание алиментов с генетических родителей в пользу ребенка, которого они отказались забрать у суррогатной матери. Кроме того, законодательство должно предусматривать возможность взыскания морального вреда в случае нарушения условий договора.

Договор суррогатного материнства, по нашему мнению, должен включать и такое существенное условие, как преимущественное право суррогатной матери на усыновление (установление опеки) над ребенком в случае расторжения брака либо гибели генетических родителей, а также лишения их родительских прав. Нормой такого содержания нужно дополнить статью 21 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 г. № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях».

В качестве одного из существенных условий договора суррогатного материнства предусмотрена стоимость оказания услуги в случае, если договор заключается на возмездной основе, но порядок расчета стоимости данной услуги не урегулирован. С одной стороны, это предполагает, что цена договора будет устанавливаться соглашением сторон, а, с другой стороны, это создает условия для заключения кабальных сделок с определенной категорией женщин. Например, женщины, подходящие по медицинским показаниям для оказания суррогатных услуг, находятся в неблагоприятной жизненной ситуации, что может подтолкнуть их на заключение договора с минимальной стоимостью оплаты ее услуг. В связи с этим считаем, что законодательно должен быть определен либо порядок расчетов стоимости, оказываемой по договору суррогатного материнства услуги, либо установлен нижний предел суммы, определяемой таким договором в качестве стоимости услуг суррогатной матери.

В целях защиты прав суррогатной матери считаем целесообразным изложить п. 7 ст. 21 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 г. № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях» в следующей редакции: «обязанность генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, принять от суррогатной матери ребенка (детей) после его (их) рождения, даже если он (они) родился с какими-либо медицинскими отклонениями, при условии, что суррогатной матерью были надлежащим образом исполнены все условия договора, и срок, в течение которого должен быть принят ребенок (дети)».

Представляется необходимым предусмотреть также и возможные риски для жизни и здоровья суррогатной матери, которые могут возникнуть во время вынашивания и рождения ею ребенка. Отметим, что в научной среде уже сложилось устойчивое мнение по данному вопросу. Так, например, К. А. Кириченко считает необходимым включить в число существенных условий договора суррогатного материнства положения о том, каким образом будет обеспечиваться риск причинения вреда жизни и здоровью суррогатной матери [10, с. 43]. Считаем, что при заключении договора суррогатного материнства во избежание обозначенной проблемы следует предусмотреть в качестве одного из существенных условий обязательное страхование жизни и здоровья суррогатной матери на период осуществления ею услуг по договору, в том числе, на время проведения запланированных медицинских процедур по имплантации эмбриона. Включение данного существенного условия в договор и направлено на защиту имущественных прав женщины, выступающей в качестве суррогатной матери.

Подытоживая, отметим, что существуют риски, которые невозможно исключить с медицинской точки зрения, но возможно предусмотреть с юридической стороны. Именно с целью минимизации отрицательных последствий для сторон договора суррогатного материнства необходима детальная законодательная регламентация существенных условий такого договора. Это позволит избежать стрессовых ситуаций для суррогатной и для генетической матери, денежных затрат в случае обращения в суд для решения спорных вопросов, а также предусмотреть возможные конфликтные ситуации еще на стадии заключения договора.

Список литературы:

1. Проблемы суррогатного материнства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medportal.ru/enc/besplodie/surrugat/Surrugat/. – Дата доступа: 29.11.2017.

2. Борисова, Т. Е. Договор суррогатного материнства: актуальные вопросы теории, законодательства и практики / Т. Е. Борисова // Рос. юстиция. – 2009. – № 4. – С. 7–10.

3. Митрякова, Е. С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / Е. С. Митрякова. – Тюмень, 2006. – 23 с.

4. Фетисова, О. В. Бездетные семьи в России: Пути решения проблемы / О. В. Фетисова // Труды ин-та государства и права Рос. академии наук. – 2008. – № 2. – С. 44–59

5. Стеблева, Е. В. Проблемы реализации прав участников отношений суррогатного материнства : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 / Е. В. Стеблева. – М., 2012. – 18 с.

6. Самарин, В. И. Правовое регулирование суррогатного материнства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : [по состоянию на 14.03.2011 г.] / В. И. Самарин, А. А. Пухов // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] :  7 дек. 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

8. О вспомогательных репродуктивных технологиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 341-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

9. Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий [Электронный ресурс] : постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 23 окт. 2006 г., № 63 : в ред. постановления М-ва юстиции Респ. Беларусь от 16.05.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

10 Кириченко, К. А. К проекту Федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении» / К. А. Кириченко // Медицинское право. – 2009. – № 1. – С. 41–46.