ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Балакирева М.В.

УО «ГГУ имени Ф. Скорины», 3 курс

Республика Беларусь, г. Гомель

Творчество – один из видов человеческой деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Значимость этих ценностей напрямую связана с уровнем творческих способностей человека, создающего эти ценности. В современном мире востребованность творческих способностей продиктована общественно-экономической потребностью разработки инновационных идей, поиском действенных, высокоэффективных стратегий в развитии, где центром и ценностью становится человек, его способности и возможности реализации в современном мире.

Проблемой различных аспектов творчества и творческих способностей в психологии занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Так, по мнению Н. Роджерс, понятие «творческость» определяется как «…способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [1, с.165]. Согласно Н.Ю. Посталюк, творческие способности, включают в себя такие характеристики как способность к целостному видению проблемы; оригинальность мышления, раскрывающаяся в способности смотреть на предмет нетрафаретно; диалектическое мышления как важнейшая интегральная характеристика творческого стиля деятельности; легкость ассоциирования как способность создавать новые психологические образования; легкость интегрирования идей или способность генерирования идеи; способность к оценочным действиям и критичность мышления, рассматриваемая как строго контролируемое отношение к поступающей информации; способность к широкому переносу знаний [2, с.75-77].

Д.Б. Богоявленская считает, что творческие способности представляют собой интегральное образование, основой которого является интеллектуальная активность, которая тем выше, чем выше уровень умственных способностей [3, с.55]. С точки зрения Дж. Бьюдженталя, больших достижений в обучении практической психологии достигают люди, обладающие следующими качествами: искренняя заинтересованность в отношениях с людьми, открытость бесконечному разнообразию, стремлению обнаружить свои собственные таланты и ограничения, и готовность расти и меняться [4, с.11].

З.И. Калмыкова определяет творческие способности (творческое мышление) «как общую способность к приобретению новых знаний, как интеллектуальную (умственную) способность к учению» и выделяет такие признаки творческих способностей как уровень обобщенности, широта применения новых знаний, быстрота и легкость усвоения, темп продвижения и обучения, высокая степень новизны, оригинально как специфическая черта мышления, возникающая в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья [5].

С целью выявления взаимосвязи творческих способностей и успешности в учебной деятельности нами было организовано и проведено исследование на базе Николаевского национального университета имени В.О. Сухомлинского. В исследовании приняли участие студенты 3 курса (заочной формы обучения) и студенты 4 курса (очной формы обучения) специальности «психология», всего 30 человек. В качестве диагностического инструментария   использовался «Тест на определение уровня творческих способностей» (Х. Зиверт) [6].

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: по шкале дивергентного мышления (Д) - у 50% респондентов был выявлен низкий уровень. У этих респондентов имеются задатки дивергентного мышления, но они плохо справляются с творческими заданиями, характеризуются низкой оригинальностью, мало способны к обнаружению нового в постановке и решению проблем, решение творческих задач осуществляется недостаточно быстро.

Средний уровень дивергентного мышления показали 47% респондентов. Для этих испытуемых характерна нормально выраженная склонность к нестандартному мышлению, но эти задатки опосредованы и требуют развития для более гибкого, независимого мышления. Высокий уровень показали 3% респондентов, это говорит о том, что немногие респонденты способны к нестандартному мышлению выше общего уровня, им характерна высокая гибкость мышления, способность к генерированию большого количества идей.

Таким образом, общей особенностью в развитии вербальных творческих способностей респондентов является низкий уровень их развития.

По шкале находчивости (Н) также было выявлено три уровня: низкий уровень у 27% респондентов: находчивость у них слабо выражена, им затруднительно нахождение решения в нестандартных ситуациях. Средний уровень у 70% респондентов: они способны увидеть суть проблемы, но им необходимо приложить усилия для ее решения, также они способны быстро ориентироваться в сложившихся обстоятельствах, найти выход из затруднительного положения, однако существуют проблемы, тормозящие творческий процесс. Высокий уровень – у 3% респондентов. Этот уровень характеризуется способностью вникать в ситуацию, видеть суть проблемы, способностью быстро решать задач различной сложности, изобретательностью, умением смотреть на вещи с разных сторон.

Выраженность успешности обучения студентов находит отражение в балльной оценке академической успеваемости (по пятибалльной системе). Нами была проанализирована успеваемость каждого из испытуемых за год и рассчитан средний балл успеваемости каждого студента.

После применения метода математической статистики (корреляционного анализа Пирсона) выяснилось, что обнаружена значимая корреляция дивергентного мышления с успешностью учебной деятельности, r = 0,671, на уровне связи p ≤ 0,05 – высокая сила связи (связь заметная и прямая); обнаружена значимая корреляция находчивости с успешностью учебной деятельности, r = 0,502, на уровне связи p ≤ 0,05 – высокая сила связи (связь заметная и прямая). Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что между успешностью в учебной деятельности и уровнем развития вербальных творческих способностей существует статистически значимая связь.

Успешные в учебной деятельности студенты отличаются значимым свойством личности – творческими способностями, они быстрее и легче усваивают новую информацию, стремятся к обнаружению и раскрытию своих талантов. В обучении такие студенты характеризуются наличием познавательной активности, они открыты новой информации, способны быстро принимать оригинальные решения, обладают гибким мышлением, быстро ориентируются и адаптируются к новым условиям. Такие студенты чаще испытывают потребность в личностном и профессиональном росте, достигают успеха. Важным для них качеством является низкий уровень стереотипного мышления, большой запас интеллектуальной энергии. Все эти качества позволяют таким студентам успешно справляться с учебной деятельностью и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

 

Список использованных источников

  1. Рождерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С.165-175.
  2. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. – Казань: Изд-во Казанского ун-та. – 1989. – 206 с.
  3. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 1995. – т.16. - №5 – С.49–58.
  4. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. –СПб.: Питер, – 2001. – 304 с.
  5. Калмыкова, З.И. Психологические принципы развивающего обучения: методический материал / З.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1979. – 48 с.
  6. Вершинина, Н.С. Психология творческой деятельности. Тестирование креативности: методические указания / Н.С. Вершинина // Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та. – 2014. – 32 с.