Драенкова М.А.,
УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»,
Республика Беларусь, г.Гомель
Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе интересует психологов прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, побуждаемой ею, а следовательно, между мотивацией ученика и успешностью его адаптации к школе.
Вопросы адаптации первоклассников к обучению рассматривались многими авторами, в их числе можно назвать М.Р. Битянову , Л.И. Божович, Л.А. Венгера, И.В. Дубровину, Н.В. Кравцова, Е.Е. Кравцову, В.С. Мухину, Р.В. Овчарову, Д.Б. Эльконина и др.
Само понятие мотивационной готовности недостаточно определено в психологической литературе, хотя в работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно мотивационных, факторов как слагаемых успешности школьного обучения А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец,
Д. Б Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская и другие.
Нами было проведено исследование, с целью выявить особенности адаптации детей с различной мотивационной готовностью к школе.
Испытуемыми были учащиеся первого класса, всего 30 детей младшего школьного возраста (6-7 лет).
Были использованы следующие методики:
На первом этапе эксперимента по результатам обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению были выделены две группы. Первая группа – 17 человек (что составляет 57% испытуемых) – это дети, показавшие хорошую психологическую готовность к обучению в школе. Вторая группа – 13 человек (что составляет 43% испытуемых) – это дети, совершенно не готовые к школьному обучению.
На втором этапе исследования выделенным группам учащихся была предложена анкета Н.Г. Лускановой, позволявшая разделить испытуемых по уровню школьной мотивации и отношению к школе.
Результаты исследования в группе готовых к школе учащихся средний показатель школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой составил 18 баллов (из 30 возможных), а в группе не готовых к школе учащихся этот показатель равнялся 12 баллам.
Полученные результаты показывают, что готовые и не готовые к школе дети попадают в разные группы по уровню школьной мотивации (2-й и 3-й уровни соответственно). Дети, готовые к школе, имеют хороший уровень школьной мотивации (2-й уровень), с ярко выраженными познавательными интересами. Этот уровень мотивации, по словам Н.Г. Лускановой, характерен для большинства детей, успешно справляющихся с учебной деятельностью, и является средней нормой. Первоклассники, не готовые к школьному обучению, обладают более низким мотивационным уровнем по методике Н.Г. Лускановой (3-й уровень). При общем положительном отношении к школе таких детей больше привлекают внеучебные стороны школьной жизни (общение с друзьями и учителями, красивые школьные принадлежности и пр.). Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и содержательная сторона учебного процесса их мало привлекает. Например, на вопросы, хотят ли они ходить в школу и почему, большинство детей отвечали, что они хотят ходить в школу, потому что «там интересно и весело», «в школе много друзей», «мы играем и бегаем на переменах», «тут спать не надо, как в садике» и т. д.
Достоверность полученных различий проверялась с помощью критерия Стьюдента.
Таким образом, можно утверждать, что в группе не готовых к школе детей, 62% учащихся хотят, чтобы им не задавали никаких домашних заданий. Часто встречались такие ответы: «Да, хочу, чтобы не задавали, а то играть не успеваю»; «А я бы только смешные задания делала»; «Дома не нравится домашнее задание делать – скучно»; Вместе с тем в группе готовых к школе учеников не хотят выполнять домашние задания 35 % детей. Разность процентов достоверна на уровне значимости 1%. Также в группе готовых к школьному обучению учащихся большинство детей (59%) с удовольствием выполняют домашнюю работу, считая ее необходимой составляющей процесса школьного обучения. Вот пример ответов учеников: «Я уроки люблю делать! Я долго делаю»; «Лучше уроки делать, чем так сидеть»; «Домашнюю работу надо делать, я бы согласился делать, обязательно». В группе не готовых к школе учеников всего лишь 15% детей не возражают против выполнения домашних заданий. В обеих группах учащихся, не готовых и готовых к школе, выделилась незначительная часть учеников (23% и 6%, соответственно), которые так и не смогли определиться с тем, хотят ли они, чтобы им задавали домашнее задание или нет. Желание делать или не делать домашнюю работу дети этой группы чаще всего связывали с настроением, наличием в тот момент более интересных занятий, самочувствием и т. п. Вот примеры их ответов: «Не знаю, когда как…»; «Иногда, когда делать нечего…»; «Не знаю, иногда устаю делать». Возможно, достаточно большое количество детей, которые не хотят делать уроки дома (62% не готовых к школе и 35% готовых к школе детей, а также 23% и 6% детей, которые не смогли определиться), связано не только с недостаточно развитой учебной мотивацией и внутренней позицией школьника, но и с некоторой астенизацией и общей усталостью детей к концу третьей четверти первого учебного года. Особенно это относится к детям, не достигшим семилетнего возраста, и детям, не готовым к школьному обучению, которые, скорее всего, затрачивают больше усилий и времени для подготовки домашних заданий, чем готовые к школе сверстники. Существенные различия между группами проявились и при ответе детей на вопрос: «Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?»
Статистически достоверные различия между группами готовых и не готовых к школе первоклассников, полученные при анализе ответов детей на отдельные вопросы методики Н.Г. Лускановой, подтверждают гипотезу о том, что готовых к школьному обучению детей в большей степени в школе привлекает содержание учебной деятельности. У не готовых к школе ребят познавательные и социальные мотивы учения выражены слабее.
В результате исследования мы выяснили, что в классе преобладает достаточно высокий уровень сформированности мотивации. Так, очень высокий уровень сформированности мотивации выявлен у 18,52% учеников, высокий – у 44,44% младших школьников, нормальный (средний) – у 29,63% учеников. Только по 3,70% учащихся показали сниженный и низкий уровень сформированности мотивации.
Исследование по методики М.Р. Гинзбурга, позволило выявить, что у большинства учеников сформирован учебная, игровая и социальная мотивация (62,96%; 37,04% и 37,04 соответственно). Также в ходе нашей эмпирической работы мы выявили, что почти у 40% младших школьников сформированность мотивации учебной деятельности находится на среднем и низком уровне.
Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости» С.А.Банков.
Цель беседы: собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, об ориентации в жизненных различных ситуациях, его отношении к окружающей его деятельности.
Таким образом, среди исследуемой группы у 18 человек преобладает средний уровень психосоциальной зрелости (60%). Высокий уровень психосоциальной зрелости у 9 человек (30%), 3 человека с низким уровнем психосоциальной зрелости.
Таким образом, статистически достоверные различия между группами готовых и не готовых к школе первоклассников, полученные при анализе ответов детей на отдельные вопросы методики Н.Г. Лускановой, подтверждают гипотезу о том, что готовых к школьному обучению детей в большей степени в школе привлекает содержание учебной деятельности. У не готовых к школе ребят познавательные и социальные мотивы учения выражены слабее.
В результате исследования методики «Определение мотивов учебной деятельности» М.Р.Гинзбурга, мы выяснили, что в классе преобладает достаточно высокий уровень сформированности мотивации. Так, очень высокий уровень сформированности мотивации выявлен у 18,52% учеников, высокий – у 44,44% младших школьников, нормальный (средний) – у 29,63% учеников. Только по 3,70% учащихся показали сниженный и низкий уровень сформированности мотивации.
В результате диагностики тестовой беседы на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банкова у 18 человек преобладает средний уровень психосоциальной зрелости (60%), высокий уровень психосоциальной зрелости у 9 человек ( 30%) и 3 человека с низким уровнем психосоциальной зрелости.
Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.
Список использованных источников:
1 Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. – М., МГУ, 2000. – 126с.
2 Стародубова, Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе/ Н. Г. Стародубова. – Бийск – 2001. – 177с.
3 Солдатов, Д.В. Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению / Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени – М., 1995. – 196с.
4 Сайбулаева, Д.Г. Особенности мотивационного и эмоционального компонентов отношения к школе детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Д. Г. Сайбулаева. – М., 2002. – 124с.