ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Корсак Н. В.

УО «Гомельский государственный университета им. Ф.Скорины,

Беларусь, г. Гомель

                                                                                                                                     

В современном мире эффективность любой профессиональной деятельности приобретает все большее значение и зависимость от внутренних потенциальных возможностей личности. Профессиональная деятельность человека - одно из важнейших проявлений активной личности, которая влечет за собой профессиональное развитие любого специалиста и обусловливает формирование профессионального типа личности.

Феномен «профессиональных деформаций» представляет собой деструктивные изменения личности, возникающие после многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности. Это состояние не только негативно влияет на продуктивность этой деятельности, но и порождает у человека нежелательные качества, изменяющие его профессиональное поведение. Термин «профессиональная деформация» ввёл П.Сорокин  для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С.Г. Геллерштейн, А. К. Маркова, Э. Ф. Зеер, С. А. Дружилов, В.Е. Орлов и др.

Профессиональные деформации чаще всего приводят к изменению психической структуры и качеств личности (поведения, способов общения,  характера, стереотипов восприятия, ценностных ориентаций и др.), они же являются причиной, препятствующей профессиональному развитию человека. Важно подчеркнуть, что деформация является следствием эмоционального выгорания, когда защитные механизмы ослабевают настолько, что работник не может противостоять негативным факторам и начинается процесс разрушения личности. По мнению ряда авторов, процесс профессиональной адаптации личности является многосторонним процессом, что способствует как развитию приемов и средств деятельности в результате личного вклада индивидуума, так и развитию личностных и профессиональных качеств самого индивидуума в данной деятельности.

Д. Г. Трунов, феномен профессиональной деформации определяет как проникновение «Я - профессионального» в «Я - человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии [1].

Профессиональная деформация может отличаться своей направленностью, носить положительный или отрицательный характер. Положительное, воспитывающее влияние профессиональной деятельности проявляется в опыте, навыках и умениях, интересах и потребностях, в добросовестном отношении к труду, дисциплинированности и других положительных чертах характера.

Как указывает В.Е. Орел, одним из самых важных среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания, являются социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали [2]. Решающую роль в плане профилактики выгорания играет социальная поддержка от коллег и людей, стоящих выше по своему профессиональному и социальному положению, а также других лиц (семьи, друзей и т.д.).

Ссылаясь на ряд исследований, В.Е. Орел доказывает, что существует отрицательная зависимость между выгоранием и социальной поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям. Наиболее значимой для работников является поддержка от супервизоров и администрации. Более того, горизонтальные конфликты в группе работников гораздо меньше психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение. Социальная поддержка может быть своеобразным буфером между стрессорами и результатами их деятельности и показателями состояния. Работники, получающие поддержку, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и, тем самым, быть менее подвержены выгоранию [2].

Стресс вызывается так называемыми стрессорами, которые непрерывно суммируются в разных сферах жизнедеятельности. Чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если педагог реагирует на стрессовые ситуации адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции ведут по нисходящей спирали к эмоциональному выгоранию. Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к эмоциональному выгоранию. Эмоциональное выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.

Наряду со стремлением снижать эмоциональную нагрузку в ситуации профессионального стресса часто наблюдается обратный вариант, связанный с трудоголизмом - стремлением компенсировать ощущение своей недостаточной профессиональной успешности еще большим усердием и напряжением в работе, нередко за счет семейных, дружеских и других значимых для человека отношений. При этом существует риск испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом, будучи не в состоянии выполнять другие обязанности и получать от этого удовольствие.

Можно утверждать, что профессиональная деформация является следствием эмоционального выгорания, которое, в свою очередь, формируется в результате неуправляемого стресса. Процесс адаптации к новым, а тем более к экстремальным условиям требует больших затрат функциональных резервов организма. Когда требования (внешние и внутренние) преобладают над ресурсами, у человека возникают функциональные нарушения. Затем они сменяются морфологическими изменениями в организме, которые свидетельствуют о возникновении болезни. Защитные механизмы ослабевают настолько, что работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения личности.

Профессиональные деформации личности детерминируются многими факторами. Традиционно факторы, способствующие развитию негативной деформации педагога или, наоборот, тормозящие ее, группируются в две большие группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Также эти факторы называют внешними и внутренними, или организационными и личностными. К объективным можно отнести: содержание профессиональной деятельности и общения; условия выполнения профессиональных обязанностей; факторы, связанные с социальной макросредой. К объективно-субъективным факторам относятся система и организация профессиональной деятельности, качество управления, стиль управления и профессионализм руководителей. К субъективным – онтогенетические изменения, возрастная динамика, индивидуально-психологические особенности, характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности.

Один из внутренних факторов - это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из свойственной роли, например, высказать свое мнение, противоречащее ожидаемым представлениям, выступить на собрании, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии. Внешние факторы, провоцирующие развитие профессиональных деструкций, как правило, связаны с организацией работы и социально-культурными условиями общества.

Таким образом, сочетание нескольких социальных факторов оказывает влияние на деформацию личности педагога: непризнание заслуг; ограничение права на свободу выбора; несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте; ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда «инициатива наказуема»); принижение социального статуса профессии (в том числе и в материальном плане), ее значимости; личностные, семейно-бытовые проблемы. В этом случае педагог испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней.

 

Литература:

  1. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 18-21.
  2. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. 2009. №4. С. 76-97.