ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Мельникова О.Н.

УО «ГГУ имени Ф. Скорины»

Республика Беларусь, г. Гомель

Интерес к изучению ценностных ориентаций молодежи обусловлен, прежде всего, тем, что именно сегодняшние студенты будут определять ближайшее будущее нашей страны, станут ведущей силой экономических, политических, социокультурных процессов в стране.

Восприимчивость к любым новшествам и жизненная активность, обусловленная возрастом и статусом, позволяет студентам быстро реагировать на изменения, происходящие в социокультурном пространстве.  В то же время молодежь подвержена воздействию разных, часто противоречивых социальных явлений. Поскольку ценностная сфера жизнедеятельности молодежи чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, возникает необходимость непрерывного изучения данного феномена, теоретического осмысления процессов, происходящих в жизни и деятельности молодежи. [1].

Студенческий возраст – «чрезвычайно значимый период в жизни человека. В период обучения в вузе происходит не только профессиональное становление человека, но и завершается личностное самоопределение.

Понятие «ценность» всегда привлекало внимание философов, социологов, психологов, культурологов. Отражением этого внимания стало множество концепций и теорий ценностей. Среди отечественных ученых второй половины XX века исследованием ценностных ориентаций занимались В.Б. Ольшанский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. В.Б. и другие. В.Б. Ольшанский ценностные ориентации исследовал в контексте выбора ценностей, рассматривая их как устремления личности или группы к различным формам социальной значимости. А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов понятие ценностной ориентации связывали с понятием установки личности и рассматривали как относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности [2].

В современной науке выделяют три основных подхода к интерпретации понятия «ценности». В понимании сторонников первого подхода понятие «ценности» определяет значимость объекта для человека, социальной группы, общества в целом. Сторонники второго подхода считают, что ценности существуют независимо, сами по себе.  С точки зрения третьего подхода ценности рассматриваются как некие идеальные объекты, которые являются базовыми при определении первостепенных целей в различных сферах человеческой деятельности.

Однако, независимо от специфики фокуса анализа в современных социально-исторических условиях, ценности исследуются как важнейшие компоненты индивидуального и общественного сознания, влияющие на формирование жизненных стратегий и основных средств их реализации, регулирующие социальное поведение и обусловливающие характер взаимодействия социальных субъектов

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Для изучения ценностных ориентаций современных юношей и девушек нами было организовано и проведено исследование на базе «Гомельского Государственного университета им. Ф. Скорины». Выборочную совокупность составили 120 студентов 3 курса факультета психологии и педагогики и факультета физики и информационных технологий в возрасте 19-21 лет, из них 60 девушек и 60 юношей.

В качестве диагностического инструментария была выбрана методика «Ценностные ориентации» (М.  Рокича), основанная на прямом ранжировании списка ценностей.  Согласно М. Рокичу, терминальные ценности (ценности-цели) – это убеждения, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности (ценности-средства) – убеждения, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. По сравнению с терминальными, инструментальные ценности являются менее устойчивыми и имеют более низкий статус, в связи с этим наше внимание было сосредоточено на изучении терминальных ценностей [1].

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона [3].

Наше эмпирического исследования был направлено на изучение иерархии терминальных ценностных ориентаций студенческой молодежи. С помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича нами была изучена доминирующая направленность ценностных ориентаций студенческой молодежи, отражающая занимаемую ими жизненную позицию, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые студенты рассматривают в качестве эталона.

Согласно данным исследования в качестве приоритетных ценностей для современных студентов обоих полов являются:

- материально обеспеченная жизнь (средний групповой ранг в группе девушек составил 2.9, в группе юношей – 3);

- развлечения (средний групповой ранг в группе девушек 2.9, в группе юношей – 2.8);

- наличие хороших и верных друзей (средний групповой ранг в группе девушек 3.3, в группе юношей – 3.2);

- здоровье (физическое и психическое) (средний групповой ранг в группе девушек 3.1, в группе юношей – 3.3);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (средний групповой ранг в группе девушек 2.2, в группе юношей – 4.6);

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) (средний групповой ранг в группе девушек 3.6, в группе юношей – 3.8);

- счастливая семейная жизнь (средний групповой ранг в группе девушек 3.6, в группе юношей – 5.2).

В иерархии потребностей в качестве доминирующей ценности у исследуемых студентов обоего пола выступает ценность материально обеспеченной жизни.

Ориентация на здоровье отражает понимание важности студентами психического и физического состояния организма.

Выбор ценности «любовь» является закономерным на данном возрастном этапе и отражает эмоционально-чувственное восприятие мира, стремление к теплу, заботе, и мотивационную готовность студентов к браку. Приоритетность такой ценности как «наличие хороших и верных друзей» свидетельствует о мотивации их к взаимодействию и также обусловлена возрастными особенностями в эмоциональной поддержке.

Также достаточно высокий ранг значимости у исследуемых занимает развитие (работа над собой). Хорошим показателем является то, что ценность счастливой семейной жизни выступает в качестве одной из приоритетных у исследуемых нами студентов.

В результате статистической обработки данных (при помощи Т-критерия Стьюдента) были выявлены статистически значимые различия в рангах следующих ценностей между юношами и девушками.

Статистическая обработка данных показала, что девушки в большей степени, чем юноши ориентированы на любовь» (t эмп. = 6,8 при ρ ≤ 0,01), счастливую семейную жизнь (t эмп = 8,3 при ρ ≤ 0,01). Девушки стремятся создать семью, стать «супругами», «хозяйками», «матерями», что можно объяснить тем, что женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и, находясь на данном возрастном этапе, всерьез задумываются о создании семьи. В то время как юноши в большей степени ориентированы на свободу (t эмп = 7,1 при ρ ≤ 0,01, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, общественное призвание (t эмп. = 7,4 при ρ ≤ 0,01),. Возможно, подобная дифференциация проистекает из выше упомянутых различий в отношении к семейной жизни. Меньший интерес и меньшая зависимость от семейной жизни предполагают большую степень важности свободы для юношей. Общественное признание для юношей является показателем социальной успешности.

С сожалением хочется отметить, что такие ценности как «красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве»), «счастье других» (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), «творчество» оказались в списке наименее востребованных ценностей испытуемых.

Список использованных источников

  1.  Ценностные ориентации белорусского студенчества: сравнительный социологический анализ (1998–2009 гг.) / П. И. Бригадин [и др.]; под ред. П. И. Бригадина, И. В. Левицкой. – Минск.: ГИУСТ БГУ, 2010. – 207 с.
  2.  Сокурянская, Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода / Л.Г. Сокурянская. – Харьков: Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина, 2006. – 576 с.
  3.  Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России / Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 224 с.