САМООЦЕНКА И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Сазанчук Н.В.

ГГУ имени Ф. Скорины, 4 курс

Республика Беларусь, Гомель

 

То, как человек воспринимает себя, как он оценивает свои возможности, своё поведение, его отношение к своим успехам и неудачам называют самооценкой. Интерес человека к своей личности, потребность в самоутверждении, стремление найти своё место в жизни – является одними из важнейших потребностей человека. Он постоянно подвергается оценке со стороны окружающих, особенно для человека важна оценка значимых для него людей. В зависимости от этого самооценка и доверие к себе может колебаться. Именно самооценка, существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.

Проблемами самооценки личности и её исследованиями занимались такие психологи, как Б.Г Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович , А.И. Липкина , У.Джеймс , И.О. Кон. Проблемами юношеского возраста, такими как взаимоотношение среди сверстников, самооценивание занимались многие отечественные и зарубежные ученые К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова.

Самооценка имеет огромное значение в юношеском возрасте, именно ее уровень оказывает влияние на социальное развитие человека, его адаптацию к новым социальным условиям. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки.

В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Изучение данного понятия традиционно начинается с анализа самосознания личности. То есть самосознание выступает тем образованием, из которого вычленяют и пытаются найти место самооценки. Отечественная наука в контексте фундаментальных положений теории Л.С. Выготского рассматривает самооценку как компонент самосознания личности в концепции деятельности и общения: «Все процессы самосознания носят опосредованный характер, поскольку они развиваются в деятельности человека и его общении с другими людьми» [1].

Существуют несколько трактовок понятия самооценки.

Самооценка – это компонент структуры самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самооценка возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания (самопознания, эмоционально-ценностного самоотношения) [3].

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих способностей, возможностей, места среди других людей [4].

Американский психолог У. Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: Самооценка = успехи: притязания.

Выделяется ряд критериев, по которым самооценка может классифицироваться на виды. Среди таковых отмечаются адекватность самооценки и её уровень, степень обобщения человеком своих качеств и степень позитивности воздействия самооценки на качество адаптации человека.

По степени адекватности или соответствия действительности различают адекватную и неадекватную самооценки. Однако здесь перед исследователями встаёт проблема определения меры адекватности, то есть, насколько точно самооценка отражает реальный характер человека.

Адекватность – это правильность самооценки, ее реальность. Но независимо от адекватности самооценки формируется уровень притязаний, он всегда совпадает с самооценкой [5].

Встречается выделение завышенной, заниженной и средней самооценки. Завышенная самооценка выражается в переоценке индивидом своих качеств и возможностей, заниженная – напротив, в их недооценке. Во многих работах такая «неправильная» самооценка объясняется недостаточной чёткостью образа «Я». Однако существует мнение, согласно которому данный подход говорит не о видах самооценки, а о совершенно иной методологической категории, а именно – о её уровне: высоком, низком или среднем. Такой подход кажется более точным и методологически оправданным, поскольку завышенная и заниженная самооценка и есть неадекватная, когда человек неправильно себя оценивает. В то же время средняя самооценка не всегда адекватна, она может быть и заниженной, и завышенной [5].

Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделять ее разные виды: она может функционировать как прогностическая, актуальная (корригирующая) и ретроспективная.

На каждом из этапов развития личности имеют место эти три разнонаправленные во времени виды самооценки. Однако на каждом из этапов один из этих видов является превалирующим. Так, на этапе ранней молодости самооценка личности имеет преимущественно прогностическую направленность. В зрелом периоде она в большей мере отражает актуальные самопроявления человека и тем самым выполняет регулирующую и коррекционную функции. И это касается не только ситуационной гармонизации самооцениваемой личности, но и соотнесения прогностической и реально существующей самооценок [6].

Развитие самооценки проходит 4 этапа:

1 этап – от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап – от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии.

3 этап – от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Однако нужно заметить, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Основным фактором, формирующим самооценку в юношеском возрасте является Я-концепция.

Я-концепция возникает в юношеском возрасте в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение.

Можно сравнивать, какие положительные и отрицательные качества находят у себя юноши  и девушки , т. е. как они представляют свой Я-образ, у кого он полнее, на чем делается акцент при его описании. Во-вторых, кто: юноши  или девушки адекватнее оценивают себя.

Я-образ. Дж. Диксон и Дж. Стрит (J. Dixon, J. Street, 1975) отмечают, что Я-образ мальчиков по процентному соотношению включенных в него характеристик уступает Я-образу девочек и сопоставим с таковым у девочек, которые моложе мальчиков на 2 года.

С.М. Петрова (1995) выявила, что при описании реального Я-образа девушки оценивают свои коммуникативные и нравственные качества выше, чем юноши. В то же время при описании идеального образа человека вообще большую значимость этим качествам приписывают юноши.

По данным В.Н. Князева (1979, 1981), при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между юношами  и девушками. У последних характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у юношей. Они для девушек субъективно более значимы. Для юношей же более значимы объекты, связанные с их работой.

У юношей основанием для позитивной самооценки являются такие качества, как психическая уравновешенность, адаптированность, способность к самоконтролю, социабельность, моральность. У девушек позитивная самооценка связана не столько с наличием социально желательных черт, сколько с отношением к себе в целом.

Девушки, стремящиеся к социальному успеху, высоко оценивают свои деловые качества: практичность, организованность, предприимчивость, предусмотрительность, а юноши – качества, необходимы общественному деятелю: интеллект, умение ладить с людьми, личное влияние.

Нами было проведено исследование половых особенностей самооценки в юношеском возрасте. В исследовании принимали участие 60 человек. Из них 35 девушек и 25 юноши. Экспериментальное исследование студентов проходило на протяжении ноября 2017 года. Тестирование проводилось небольшими группами. На основе полученных данных мы попытались выявить половые особенности самооценки парней и девушек в возрасте с 18 до 21 лет.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

- определение выборки испытуемых;

- проведение психодиагностического обследования;

- проведение статистической обработки и анализ полученных данных.

Для изучения самооценки использована методика на определение самооценки у подростков Р.В Овчаровой. Предполагалось, что самооценка у девушек и юношей будет различаться.

На основе полученных экспериментальных данных согласно t-критерию Стьюдента нельзя утверждать, что у юношей и девушек уровень самооценки различен. Средние значения по обоим выборкам свидетельствуют о среднем уровне самооценки в обоих выборках.

 

Список использованных источников:

1 Белобрыкина О. А. влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О. А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. – 125 c.

2 Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М.: , 1972. – 245 c.

3 Казаков В. Г. Познай себя [Самооценка и направленность личности] / В. Г. Казаков. – М.: методическое пособие, 1993. – 160 c.

4 Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: политическая литература, 1975. – 124 c.

5 Кон И.С. Открытие Я / И.С. Кон. – М.: , 1978. – 143 c.

6 Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : Металургия, 2009. – 338 c.