ВЛИЯНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Виногорова Надежда Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 «Детский сад № 25

г. Йошкар-Олы «Жемчужинка»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
 

 

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет высокие требования к будущему первокласснику.  Одним из критериев модели выпускника ДОУ  является овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. [4, с. 3]

Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев, кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. [5, с. 2]

Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Развивая  мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. [2, с. 3]

Важное значение в развитии мелкой моторики принадлежит продуктивной деятельности – деятельность, в результате которой получается продукт. К продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук. Конструирование из бумаги способствует развитию моторики, а с полученными фигурками можно придумать очень много игр. Основная цель занятий по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать  и делать своими руками симпатичные поделки.[2, с. 7] Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие,  мышление, внимание. [7, с. 104]

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока - белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. [5, с. 83]

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет? Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода – в это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры. Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками. Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки. Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать. Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

Семь месяцев до года - в это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других. Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень. Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы. Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями. Конструктор. Кубики. [7, с. 32]

С года до двух лет -  количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода. Также в  игровую копилку можно добавить необычные атрибуты. Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости. Шнурки и шнуровка. Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы. Китайские палочки. Пазлы и мозаика. Рисование.

С  дух до трех лет: трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий. Лепка из пластилина. Работа с тестом. Пальчиковая гимнастика. Оригами. Работа с ножницами и цветной бумагой. Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов:

- конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление. Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус. Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект;

- лепка для развития тактильных ощущений. Пластилин известен всем, это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. [3, с. 3]  Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем. Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров; [6, с. 9]

       - рисование для развития мелкой моторики. Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием. Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для  развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ. Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом ребёнке.  Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, вырезая из бумаги или водя по листу клеящим карандашом, мастеря игрушечную мебель из коробочек или придумывая полезные вещи из бросового материала, ребёнок приобретает ни с чем несравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнаёт о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Для маленького мастера творчество – это одновременно и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым. [1, с. 2]

Хочется пожелать всем родителям и деткам увлекательных и радостных минут совместного творчества. Не повторяйте распространённую родительскую ошибку: никогда не критикуйте детские работы! Критика заглушит в детской душе радость от самого процесса творчества. Будьте терпимее к своим маленьким творцам, не сравнивайте их с ребятишками друзей и знакомых. Любите своих деток и восхищайтесь ими. Это непременно даст  свои результаты. И пусть работы ребёнка никогда не станут шедеврами, зато они будут яркими, оригинальными, творческими. Пусть, по-вашему, неправильными! Но быть правильным – это так скучно… [1, с. 15]

Таким образом, продуктивные виды деятельности способствуют овладению детьми такими мелкими операциями, как наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание. У детей  развивается эстетический вкус, они учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. Необходимые «инструменты» с ним всегда – это его собственные руки. А все, что требуется от родителей, — предоставить ребенку больше свободы для творчества.

Список источников

  1. Каспарова Ю. В. Игрушки из коробок / Ю. Каспарова. – Харьков: ООО Изд-во «Ранок», 2013. – 16 с.: ил. – (Серия «Чудеса творчества»).
  2. Козлина А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
  3. Козлова Н. С. Красивые фигурки из пластилина / Н. С. Козлова, В. С. Тундалева. – Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 144 с.: ил. – (Уроки для начинающих).
  4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973, 160 с.
  5. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
  6. Макаренко М. К. Фигурки из соленого теста. – Харьков: Изд-во «Ранок», 2015. – 32 с.: ил. (Серия «Умелые ручки»).
  7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., – испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.