РАЗВИТИЕ КОПИНГ- РЕСУРСОВ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

Сыч И.А.

ГГУ им. Ф. Скорины, магистрант

Беларусь, г. Гомель

 

Медицинские работники в силу специфики профессиональной деятельности наиболее предрасположены к воздействию профессиональных стрессоров, которые с большой вероятностью могут привести к возникновению  эмоционального выгорания как одной из форм профессиональной деформации [1, с. 5]. В настоящее время проблемы профессионального здоровья и личностного благополучия медицинских работников привлекают все больше внимания как зарубежных, так и российских и белорусских исследователей: Г. Фрейденбергер, С. Маслач, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, И.Л. Гуреева, Е.М. Тищенко, Э.А. Соколова, В.И. Секун, М.М. Скугаревская, Е.Г. Королева, Е.Э. Шустер.

В исследовании, проведенном М.М. Скугаревской, среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов Республики Беларусь показано, что почти 80% имеют различной степени выраженности признаки синдрома эмоционального выгорания, 7,8% имеют резко выраженный синдром эмоционального выгорания, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям [2, с. 3]. В первую очередь это сопряжено с высокой ценой врачебной ошибки, вероятность которой повышается в ситуациях переживания состояний высокого психоэмоционального напряжения и стресса. Медицинские работники являются представителями той профессии, в которой от специалистов требуется интенсивное и содержательно насыщенное взаимодействие с людьми (пациентами, коллегами, родственниками больных). Проблема эмоционального выгорания может быть также рассмотрена и как медико-социальная проблема разрушения личности специалистов высокого класса, в одной из массовых профессий гуманистического ряда.

Вопросы поиска путей снижения выраженности синдрома эмоционального выгорания, его профилактики и психологической помощи «выгорающим», а также повышения работоспособности и стрессоустойчивости медицинских работников являются актуальной проблемой практической психологии. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. В настоящее время насчитывается довольно ограниченное число работ, которые посвящены изучению способов преодоления медицинскими работниками эмоциональных стрессов и технологий сохранения средовых и личностных ресурсов для успешного совладания. Знание особенностей копинг-стратегий, лежащих в основе формирования стрессоустойчивости медицинских работников, поможет строить более целенаправленные программы для профилактики выгорания и выработки медицинским персоналом продуктивных копинг-стратегий, направленных на повышение адаптационного потенциала и сохранение копинг-ресурсов личности.

Цель исследования: разработка и апробация программы развития адаптивных копинг-стратегий у медицинских работников с эмоциональным выгоранием.  Исследование проводилось с 2017 по 2019 годы. В исследовании приняли участие 120 медицинских работников в возрасте от 21 до 54 лет, из них 87 медицинских сестер и 33 врача  отделения интенсивной терапии и реанимации, и отделения анестезиологии. Теоретический анализ проблемы и выдвинутая цель исследования определили состав психодиагностического инструментария: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» методика Э. Хейма.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования свидетельствует, что  у медицинских работников с эмоциональным выгоранием преобладают непродуктивные когнитивные– «смирение», «растерянность»  (φ эмп = 5.384 при ρ ≤ 0,01);  эмоциональные – «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» (φ эмп = 3.886 при ρ ≤ 0,01) и поведенческие копинг-стратегии  – «активное избегание» и «отступление»  (φ эмп = 5.18 при ρ ≤ 0,01), а также относительно адаптивные – «компенсация» и «отвлечение» (φ эмп = 1.872 при ρ ≤ 0,05).

На основе полученных результатов была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по обучению медицинских работников с эмоциональным выгоранием адаптивному копингу, которая решала следующие задачи:

– расширение знаний о совладающем поведении, признаках его эффективности, когнитивно-смысловых барьерах использования конструктивных копинг-стратегий;

– помощь в осознании особенностей собственного совладающего поведения, репертуара копинг-стратегий, их конструктивности;

– обучение новым стратегиям конструктивного совладающего поведения, и закрепление освоенных конструктивных копинг-стратегий в серии специально спроектированных трудных ситуаций.

Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса проводилось в форме психологического тренинга проблем-разрешающего копинг-поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию Я-концепции, эмпатии, аффилиации, снижению чувствительности к отвердению и т.д.

Для подтверждения эффективности коррекционно-развивающей программы медицинские работники с эмоциональным выгоранием были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. Коррекционно-развивающая деятельность осуществлялась в экспериментальной группе.  После ее завершения была проведена повторная диагностика. 

В ходе сопоставления результатов, отражающих выраженность использования тех или иных копинг-механизмов медицинскими работниками на констатирующем и контрольном этапе исследования, с помощью критерия φ*-углового преобразования Фишера были выявлены статистически значимые с различия по следующим стратегиям.

«Эмоциональные»:  продуктивные – доля медицинских работников с эмоциональным выгоранием, у которых выявлены продуктивные эмоциональные копинг-механизмы, на контрольном этапе исследования, статистически значимо больше, чем на констатирующем этапе исследования   (φ*эмп = 1.842 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 1.842 <  φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01); непродуктивные – доля медицинских работников с эмоциональным выгоранием, у которых выявлены непродуктивные эмоциональные копинг-механизмы на констатирующем этапе исследования, статистически значимо больше, чем на контрольном этапе исследования (φ*эмп = 2.777 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 2.777 > φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01).

 «Поведенческие»:  продуктивные – доля медицинских работников с эмоциональным выгоранием, у которых выявлены продуктивные поведенческие копинг-механизмы на контрольном этапе исследования, статистически значимо больше, чем на констатирующем этапе исследования (φ*эмп = 2.964 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 2.964 >  φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01);  непродуктивные – доля медицинских работников с эмоциональным выгоранием, у которых выявлены непродуктивные поведенческие копинг-механизмы на констатирующем этапе исследования, статистически значимо больше, чем на контрольном этапе исследования  (φ*эмп = 2.604 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 2.604 > φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01). Т. е. Увеличилось число медицинских работников, использующих продуктивные эмоциональные и поведенческие копинг-механизмы, они стали более оптимистично смотреть на возникающие проблемы и готовы к их анализу и решению.

Необходимо отметить, что участие в тренинге по обучению  адаптивным копинг-стратегиям медицинских работников позволило снизить уровень их эмоционального выгорания.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что предложенная и апробированная нами коррекционно-развивающая программа обучения адаптивным копинг-стратегиям медицинских работников с эмоциональным выгоранием является эффективной.

 

Список использованных источников

1 Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.А Винокур // Вестник МАПО. – 2002. – № 2. – С. 4 – 8.

2 Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. – 2002. – № 7. – С. 3 – 9.