К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Тозик О.В, Даниленко О.С.

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

Республика Беларусь, Гомель

 

Важнейшей задачей высшего профессионального образования в нашей республике является не только подготовка специалистов разного профиля, конкурентоспособных на белорусском и международном рынках квалифицированного интеллектуального труда, но и автономных, самодостаточных личностей, ориентированных на самореализацию, саморазвитие, поддержание своего физического и духовного здоровья [1].

Период обучения в высшем учебном заведении характеризуется высокими умственными, эмоциональными и сенсорными нагрузками на организм студентов. Студенческая молодежь менее устойчива к стрессовым ситуациям, им свойственны повышенная эмоциональность и тревожность. К концу учебного дня отмечается состояние физической и психоэмоциональной усталости, а также отсутствие познавательного интереса.

Очевидно, что экономические и финансовые кризисы, стрессогенность учебы и труда постоянно испытывают молодое поколение на прочность, профессиональную пригодность, физическую выносливость.

В ситуациях, требующих мобилизации ресурсов, поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой, психологическое здоровье студенчества приобретает ключевое значение, ведь как молодые люди воспримут весь накопленный опыт, усвоят его и заложат основу для дальнейшей деятельности, в конечном счете определяет социально-экономический, интеллектуальный и творческий потенциал нашей страны.

Молодежь составляет около 30 % населения земного шара. Именно в молодом возрасте (16-29 лет) закладывается основа трудовых качеств, нравственных позиций, а также здоровья человека. 

Отмечается, что в последние годы произошло резкое ухудшение показателей здоровья молодежи, в том числе и студенческой. Как отмечает ряд авторов, с одной стороны это связано с отрицательным влиянием современных социально-экономических и экологических условиях жизни населения, с другой – на фоне увеличения требований к личностному и профессиональному уровню подготовки специалистов, интенсификации учебного процесса в условиях инновационных преобразований высшего профессионального образования. 

В настоящее время существуют различные точки зрения и подходы к определению понятия «здоровье населения», которое означает:

1. состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;

2. состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

3. естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;

4. состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;

5. количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.

Прежде чем раскрыть понятие психологическое здоровье, рассмотрим определение понятия здоровье. Здоровье – это «...состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [2].

Данное определение содержит уровни здоровья: физическое, психическое, социальное. Нас интересует психическое здоровье, т. к. оно является составляющим психологического здоровья.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Психическое здоровье индивида представляет собой использование своих способностей, переживание удовлетворенности и счастья, установление внутри личностного равновесия и функциональной адаптации.

Понятие «психическое здоровье» неоднозначно, оно объединяет две науки – медицинскую и психологическую. Различные соматические нарушения связаны с изменениями в психическом состоянии. В свою очередь, психические состояния могут быть главной причиной соматического заболевания [3].

Психическое здоровье означает жизненные проблемы, стрессы и кризисы, влияющие на всех, но не у всех вызывающие психическую болезнь. Следует отметить, что только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками социальной системы.

Рассуждая о психическом и психологическом здоровье, Дубровина И.В. выделила разницу – психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа [4].

По мнению В.А. Ананьева, для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, в то время как для определения нормы психологического здоровья, важно наличие определенных личностных характеристик [5].

Говоря о психологическом здоровье и болезнях следует отметить, что психологических заболеваний не существует – есть психические расстройства, физические недуги. Психологическое здоровье определяется тем, как человек относится к своему духовному, физическому здоровью и развитию.

В формировании психологического здоровья ведущую роль играет образ жизни человека, который определяется уровнем его психологической культуры. Что выражается в стремлении к физическому и духовному совершенству, достижении гармонии с самим собой и с внешним миром, полноценном функционировании человека в процессе его жизнедеятельности.

Организация учебной среды в системе высшего образования имеет ряд особенностей, которые требуют высокого уровня психологического здоровья и психологической культуры студента. В частности, к ним можно отнести следующее проблемы: необходимость адаптации к вузовскому сообществу, к жизни в студенческом общежитии, проблемы межличностных отношений, кризисы профессионального выбора, значительную интеллектуальную нагрузку, психоэмоциональное напряжение, особенно в аттестационный период, низкую двигательную активность, недостаточный опыт самостоятельной жизнедеятельности в быту, неумение рационально организовать своё время и др. [6].

Можно сделать вывод, что студенчество относится к группе повышенного риска, условия современной жизни ведут к тому, что студенты в период обучения испытывают воздействие целого комплекса социально-психологических факторов, негативно влияющих на состояние их психологического равновесия:

- низкий уровень стипендии вынуждает довольно большую часть студентов совмещать учебу с работой;

- умственное и психоэмоциональное напряжение, связанное с неопределенностью последующего трудоустройства;

- неспособность самоопределяться в противоречивой обширной информации;

- психоэмоциональное напряжение при индивидуально-исследовательской деятельности связанная с низким уровнем теоретического анализа научной литературы и исследовательских навыков;

- неспособность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

- частые нарушения режима труда, отдыха и питания;

- распространение саморазрушительных видов поведения, таких как курение, потребление алкоголя, наркотических и психоактивных веществ.

Психологическое здоровье делает человека самодостаточным и автономным. Важно вооружать молодое поколение средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в условиях противоречивой динамичной социальной среды.

Одной из форм работы по формированию психологического здоровья может быть участие студентов в социально-психологических и личностных тренингах, направленных на актуализацию резервных возможностей и развитию социально-психологических компетенций. Такие тренинги как: «Развитие уверенного поведения», «Формирование позитивного отношения к жизни», «Профилактика стресса», «Формирование потребности в здоровом образе жизни», «Эффективная коммуникация» разрабатываются студентами Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, обучающимися по специальности «Психология», на практических занятиях по профильным дисциплинам. В процессе их разработки студенты накапливают знания и навыки по личностному саморазвитию, формированию социально-психологических компетенций, что является условием развития психологического здоровья молодых людей.

На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что важнейшей составляющей здоровья человека является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека. В свою очередь, психологическое здоровье студентов является неотъемлемым условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Формирование высоких показателей психологического здоровья молодежи возможно только благодаря созданию определенных условий в системе высшего образования. Поэтому, так важно вооружать подрастающее поколение средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в условиях противоречивой динамичной социальной среды. 

 

Список использованной литературы:

1. Смирнов, Ф. Инновации в учебном процессе / Ф. Смирнов // Мед.газ. – 2008. – № 33. – С. 5.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Медицина, 2005. – 600 с.

3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

4 .Дубровина И.В. Истоки и условия развития психологического здоровья школьников / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии № 2(35), 2013 –  С. 3-19.

5. Ананьев, В. А. Психология здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
6. Жигинас, Н.В., Семке, В.Я. Психическое здоровье студентов: монография / Н.В. Жигинас, В.Я. Семке. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 180 с.