ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Лесовщикова А.Б., 3 курс

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Норкина Е.Л.

АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Республика Марий Эл,  г. Йошкар-Ола

 

Аннотация: в данной статье описан анализ результатов диагностики вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи. Особенности проанализированы в сравнении с изучением вербальной памяти детей с нормальным речевым развитием. Сделан вывод о необходимости своевременной работы учителя-логопеда в направлении развития вербальной памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, вербальная память, дети с общим недоразвитием речи.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики). Данное нарушение наиболее распространено среди детей дошкольного возраста.

Б.В. Зейгарник [4] подчеркивала, что недостаточная речевая деятельность отражается на функционировании всех познавательных процессов. В свою очередь, исследователь А.В. Богатырева отмечает: «Речь тесно связана с другими сторонами психического развития ребенка. Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью которых ребенок познает окружающий мир» [3, 16]. Изучением памяти детей с ОНР занимался ряд отечественных ученых таких, как Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.

Наиболее распространенной является классификация памяти, предложенная П.П. Блонским [2]. Он выделил четыре вида памяти в зависимости от особенностей материала для запоминания и воспроизведения: двигательную, эмоциональную, образную и вербальную.

 В данной статье мы рассмотрим вербальную память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме. У детей с ОНР данный вид памяти, как отмечает  Т.Б. Филичева, заметно снижен по сравнению с нормально говорящими сверстниками и имеет свои особенности: «Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий» [6, 15]. Г. С. Гуменная отмечет, что у детей с первичными формами речевой патологии выявляется «…низкая способность к запоминанию вербального материала» [5, 103].

Нами было проведено исследование с целью выявления особенностей и уровня развития вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, третьим уровнем речевого развития, а также с целью сравнения с особенностями и уровнем развития вербальной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. В исследовании использовались следующие методики: методика «10 слов» А.Р. Лурия и методика парных ассоциаций «Запомни пару» М.У. Калкинса [1].

Методика «10 слов» направлена на исследование кратковременной и долговременной слухоречевой памяти. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов, которые экспериментатор предъявляет 5 раз. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова. При интерпретации данных обращается внимание на количество слов, воспроизведенных после 5-го прочтения (это показатель кратковременной памяти), на результаты отстроченного воспроизведения, что является показателем долговременной памяти, а так же на наличие «лишних слов». Считается, что ребенок с нормальным речевым развитием с пятой попытки должен воспроизвести 7-10 слов. Показатель долговременной памяти, входящий в условную норму  –  запоминание 6-10 слов. Так же по результатам исследования составляется график «Кривая запоминания». По форме кривой («возрастающая», «убывающая», «зигзагообразная», «плато») можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

По результатам выполнения методики «10 слов» А.Р. Лурия можно сделать выводы о вербальной памяти испытуемых. В группе детей с общим недоразвитием речи высокий уровень развития кратковременной слухоречевой памяти показали 3 испытуемых (20%). С пятой попытки ими было воспроизведено 9 слов. Средний  уровень развития кратковременной слухоречевой памяти отмечен у 11 испытуемых (73%). Они воспроизвели с пятой попытки по 7-8 слов. У одного ребенка (7%) выявлен уровень развития кратковременной слухоречевой памяти ниже среднего. Он воспроизвел с пятой попытки 5 слов.

Показатели долговременной памяти этой группы испытуемых колеблются от 5 до 7 единиц у детей со средним уровнем развития (таких испытуемых 14 человек, что составляет 93%). Один испытуемый (7%)  воспроизвел 4 единицы, уровень развития его долговременной памяти ниже среднего.

Результаты группы детей с нормальным речевым развитием следующие: высокий уровень развития кратковременной слухоречевой памяти выявлен у 9 испытуемых, что составляет 60% (с пятой  попытки воспроизведено 9-10 слов), средний уровень развития – у 6 испытуемых – 40% (воспроизведено с пятой  попытки 7-8 слов). Показатели долговременной памяти этой группы испытуемых распределились следующим образом: высокий уровень у 5 испытуемых (33%), они воспроизвели спустя час 8-9 слов; средний – у 10 детей (67%), ими было названо 6-7 слов.

Следует отметить, что в обеих группах дети с низким уровнем развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти выявлены не были. У детей с нормальным речевым развитием результаты находятся на высоком и среднем уровне развития. Подавляющее большинство детей с общим недоразвитием речи продемонстрировало средний уровень кратковременной и долговременной слухоречевой памяти.

Кривая запоминания большинства детей (8 человек – 53%) с общим недоразвитием речи имеет зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания. В группе детей с нормальным речевым развитием такая же кривая отмечена у 4 испытуемых (27%). Кривая формы «плато» отмечена у 3 детей (20%) первой группы и у 1 ребенка (6%)  второй группы. В поведении этого испытуемого отмечена эмоциональная вялость, отсутствие у него заинтересованности.  Возрастающая кривая запоминания в группе детей с общим недоразвитием речи отмечается у 4 испытуемых (27%), а в  группе детей с нормальным речевым развитием у 10 испытуемых (67%). Убывающая кривая запоминания ни в одной из групп не выявлена.

В группе детей с общим недоразвитием речи отмечается наличие «лишних» слов (3 человека – 20%), что свидетельствует о наличии ассоциативных связей между объектами в окружающей действительности и трудностях их разделения. Двое испытуемых добавили слово «стул» вместе с тестовым словом «стол». В  группе детей с нормальным речевым развитием «лишние» слова у испытуемых не выявлены.

Методика парных ассоциаций «Запомни пару» М.У. Калкинса выявляет уровень развития словесно-логической (смысловой) памяти. Стимульный материал состоит из 10 пар слов, между которыми существуют смысловые связи. Испытуемым медленно зачитывались пары слов. Затем через небольшой интервал времени (10 секунд) читает первое слово из каждой пары, испытуемый  должен называть второе слово. После этого, спустя одну минуту,  ребенок должен назвать запомнившиеся пары слов. При интерпретации результатов учитывается число правильно воспроизведенных слов и пар слов. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

В группе испытуемых детей с общим недоразвитием речи высокий уровень развития объема смысловой памяти при воспроизведении слов выявлен у 2 детей (13%), они воспроизвели 8-9 слов; средний – у 9 (60%)  - 5-6 слов; низкий – у 4 (27%) – 4 слова.

В группе детей с нормальным речевым развитием были определены следующие результаты в установлении уровня объема смысловой памяти при воспроизведении слов: высокий уровень – 6 детей (40%), они воспроизвели 8-10 слов; средний уровень– 9 детей (60%) – 6-7 слов, дети с низким уровнем развития выявлены не были. При воспроизведении пар слов высокий уровень объема смысловой памяти свойственен 3 детям данной группы (20%), они воспроизвели 7 пар слов. Число запомнившихся пар слов колеблется от 5 до 6 у детей со средним уровнем развития (данный уровень показало 9 человек – это 60%). У 3 испытуемых (20%) с низким уровнем индивидуальные разбросы показателей находятся в пределах 3 пар слов.

Показатели уровня объема смысловой памяти при воспроизведении пар слов у детей общим недоразвитием речи несколько иные. Высоким уровнем развития не обладает ни один ребенок данной группы. Большей части испытуемых (9 детей – 60%) свойственен низкий уровень развития смысловой памяти при воспроизведении пар слов. Количество пар слов, которое запомнили дети, колеблется от 1 до 3. Средний уровень выявлен у 6 испытуемых, что составило 40% от общего числа испытуемых. Они запомнили 4 пары слов.   

Мы приходим к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи имеются затруднения преимущественно в развитии словесно-логической памяти, кроме того отмечается неустойчивость внимания, эмоциональная вялость, сниженный интерес. Этот факт может быть объяснен структурой речевого нарушения. На описанные особенности слухоречевой и словесно-логической памяти общее недоразвитие речи оказывает негативное влияние. Таким образом, работа учителя-логопеда должна включать развитие тех психических процессов, которые находятся под негативным влиянием речевого нарушения.

Литература:

  1. Альманах психологических тестов. Издание 2-е. Москва: КСП. 1996. 400 с.
  2. Блонский П.П. Избранны педагогические и психологические сочинения: в 2 т. /П.П. Блонский. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР. 1979. Т.2. 400 c.
  3. Богатырева А. В. Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи // Школьная педагогика. 2017. №1. С. 16-18.
  4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета. 1996. 270 c.
  5. Лалаева Р.И, Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2011. 284 с.
  6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 5-е изд. М.: Айрис-пресс. 2008. 224 с.