СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКОТЕРАПИИ

Шабалина Н.И.

МБДОУ «Детский сад №19 «Василёк»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Важной целью нравственного развития личности, согласно Федеральному государственному стандарту  дошкольного образования, выступает формирование у ребенка положительного отношения к миру, другим людям и себе (целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования).

Дошкольное детство – сенситивный период (период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития) становления первичных этических инстанций, т.е. нравственной картины мира. А система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности. [5]

Проблема социально-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Снижение культурного и интеллектуального уровня развития  требуют возрождения традиционных нравственных ценностей. Борьба за элементарный уровень существования создала предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров привела к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству,  потере интереса к учению. А также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. [3, с.86]

Общество начинает ясно понимать, что нравственность неразрывно связана с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих нравственное развитие человека. Закрепить положительные изменения  в обществе поможет разработка новых технологий социально-нравственного воспитания. Одна из таких технологии  - сказкотерапия и формирование с помощью ее элементов социально-нравственной сферы детей дошкольного возраста. [3, с.115]

Чтобы создать условия  для формирования социально-нравственных качеств детей дошкольного возраста была разработана программа «Сказки живут среди нас». Данная программа предполагает нравственное развитие личности дошкольника посредствам развития эмоциональной сферы с использование элементов сказкотерапии.

Главными задачи при реализации программы стали:

  1. Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции и формы речевого этикета.
  2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. Развивать коммуникативные умения, навыки к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности.
  3. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости и сочувствия
  4. Создание условий для творчества и самовыражения дошкольников
  5. Воспитание у детей культуры поведения и общения с взрослыми и сверстниками;
  6. Формирование чувства достоинства и самоуважения.

Новизна использования сказкотерапии заключается в том, что теоретически обоснован и выявлен комплекс социально-культурных условий реализации технологии сказкотерапии в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Представлен инструментарий диагностического сопровождения нравственного воспитания личности дошкольника в ходе использования технологии сказкотерапии. На основе принципов интеграции и дифференциации разработана и внедрена программа использования сказкотерапии в педагогический процесс нравственного воспитания дошкольников.  Дана развернутая характеристика социально-культурных мероприятий, способствующих повышению эффективности процесса социализации и нравственного воспитания ребенка посредством сказкотерапии.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), имеющие недостатки личностного и социального плана. Не рекомендуется использование программы с детьми ниже указанного возраста, так как в программе содержатся задания и упражнения, подразумевающие определенный уровень сформированности нравственности, а также зрелости психических процессов.

Весь цикл программы включается в себя 26 занятий: 13 - педагогической направленности и 13 – психокоррекционной направленности с использованием 13 авторских сказок Л.Д. Коротковой. Каждая, из которых включает в себя нравственный урок, воспитание добрых чувств, предусматривает речевую зарядку, развитие мышления, воображения. [2, с.6]

Сюжеты данных сказок применяются в два этапа. Педагогическая работа – первый этап, включающий в себя чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа – второй этап, включающий распределение ролей, проигрывание эпизодов сказки, психогимнастику, собственно психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок. Психокоррекция проводится  через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предполагаемые вопросы. Рисование или изготовление поделок являются основным домашним заданием, но могут проводиться на занятиях.

Педагогическая работа может реализовываться как педагогом-психологом, так и воспитателем возрастной группы. Психологический этап применения сказки для развития социально-нравственной сферы осуществляется непосредственно педагогом-психологом.

Программа «Сказки живут среди нас» была апробирована в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №19 г.Йошкар-Олы «Василёк». В исследовании и принимали участие дети подготовительной группы, возраст 6-7 лет,  в количестве 22 человек.

Исходя из возраста детей, было использовано несколько методик. В качестве первой методики мы применили методику «Сюжетные картинки» Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Цель методики - изучение эмоционального состояния к нравственным нормам. [4, с.147]

В качестве второй методики для изучения нравственного развития старших дошкольников мы применили методику «Закончи историю», модифицированный вариант Р.М. Калининой. Цель – изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость – жадность, трудолюбие – лень, внимание к людям – равнодушие). [1, с.93]

Диагностическое исследование проводилось до начала коррекционно-развивающих занятий с целью определить уровень развития нравственных качеств и изучить эмоциональное отношения к отдельным жизненным ситуациям. И соответственно после всего цикла программы «Сказки живут среди нас», чтобы определить подтверждаются или нет поставленные нами цели и задачи психокоррекционной работы.

Анализ изучения эмоционального отношения к нравственным нормам по методике «Сюжетные картинки у детей дошкольного возраста 6-7 лет показал результативность воздействия психокоррекционной работы по программе «Сказки живут среди нас».

В начале исследования у испытуемых преобладали два уровня выраженности эмоционального отношения к нравственным нормам – средний (9 чел., 40,9%) и низкий (9 чел., 40,9%). Дети недостаточно верно  оценивали ситуации на картинках, объясняя свой выбор. Большинство детей либо допускали ошибки в объяснениях и выборе некоторых картинок, либо не могли объяснить свой выбор.

После проведения психокоррекционной работы по программе «Сказки живут среди нас», основанной на авторских сказках по нравственному воспитанию детей, стал преобладать высокий уровень развития эмоциональных реакции, адекватных моральным нормам (11 чел., 50%).  Большинство детей стали обосновывать свой выбор, некоторые даже были способны определить моральную норму; эмоциональные реакции детей стали более адекватные, яркие.

Небольшая часть детей  (3 чел., 13,6%)после проведения коррекционных занятий осталась с низким уровнем  сформированности моральных норм, они зачастую не могли определить положительные и отрицательные поступки.

Анализ результатов по методике «Закончи историю», модифицированный вариант Р.М. Калининой, показал, что дошкольники имеют разные уровни понимания нравственных норм (щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость-лживость, внимание к людям – равнодушие), по-разному соотносят эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешают проблемные ситуации на основе нравственных норм и дают элементарную нравственную оценку.

У детей до начала психокоррекционной работы  преобладает в основном низкий уровень понимания нравственных норм (12 чел., 54,5%). Для них характерно оценивание поведения детей как положительное, так и отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку мотивирующую нравственную форму поведения данные дети не формулировали.

После психолого-педагогического воздействия  по программе «Сказки живут среди нас» показатели с высоким и средним уровнем понимания нравственных норм увеличились.

Испытуемые со средним уровнем  (8 чел., 36,4%)называли нравственную норму, правильно оценивали поведение детей, но не мотивировали свою оценку. Высокий уровень понимания нравственных норм показало столько же детей,  сколько и с со средним уровнем (8чел., 36,4%) . Для них характерно определение нравственной нормы, понимание ее значения для взаимоотношений людей и способность обосновать свое мнение, правильно оценив поведение детей, мотивируя свою оценку.

Таким образом, чтение и проигрывание эпизодов сказок помогло большинству детей разобраться в непростых жизненных ситуациях. Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволила детям на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Многие дошкольники научились без труда определять нравственные нормы и сопоставлять их с реальными жизненными ситуациями. Некоторые без труда научились разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку, другая часть понимает их частично, и совсем небольшая часть дошкольников испытывают трудности в понимании нравственных норм.

Литература

  1. Калинина Р.Р. Психолого – педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – М.: Речь, 2003. – 144 с.
  2. Короткова Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. – М.: «Московский гуманитарный университет» - 2008. – 25с.
  3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова.  – М.: «ЦГЛ», 2004. – 246 с.
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 291с.
  5. ФГОС. – [Электронный ресурс]. - https://fgos.ru