ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аблинова Ю.А.

МарГУ, 4 курс

РМЭ, г.Йошкар-Ола

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Особенно это относится к детям, имеющим задержку психического развития.

Моторика относится к высшим психическим функциям. Отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности в учебной деятельности, а именно отрицательно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда [4].

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические процессы, как память, внимание, связная речь. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна для подготовки руки к письму. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, так как неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

У большинства детей с задержкой психического пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Это мешает им в овладении навыков самообслуживания. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в работе с конструктором, мозаикой, пазлами, не правильно держат ножницы в руках. Часто отказываются рисовать, плохо владеют карандашом, поэтому линии рисунка в основном получаются кривые, неточные и слабые.

Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики [1].

При выполнении любого задания, где требуется использование пальцев рук, у детей с задержкой в развитии наблюдается быстрая усталость и потеря интереса к данному заданию, поэтому необходима целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук, что поможет подготовить руку ребенка к письму.

На коррекционных занятиях для переключения ребят на другой вид деятельности используются физкультминутки, где движения детей сочетаются с речью.  Так же оздоровительное воздействие на организм ребенка оказывают пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Пальчиковые упражнения улучшают функции рецепторов проводящих путей, а в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, значит – развивают речь. Игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение. Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи [2].

В работе по развитию мелкой моторики следует подбирать задания с постепенно возрастающей сложностью, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Важно соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка; повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру; заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям; процесс обучения и развития должен формировать у детей положительную мотивацию [3].

Таким образом, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список литературы

  1. Алмазова, А.А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования / А.А. Алмазова, Г.В. Бабина, М.М. Любимова  // Проблемы современного образования. -  Изд: Московский педагогический государственный университет, 2017. - №4.
  2. Заболотских О.П., Соколова В.Э. Применение техники Марии Монтессори в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР / О.П. Заболотских, В.Э. Соколова // Студенческая наука и XXI век: материалы научно-практической конференции студентов по итогам научно-исследовательской работы за 2014 год/ Мар.гос.ун-т.-Йошкар-Ола, 2015. - Вып.12.-354с.
  3. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму: Методическое пособие [Текст] / С.О. Филиппова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 94 с.
  4. Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития как средство подготовки руки к письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20150219/collection-20...