Анисимова Марина Алексеевна
МБДОУ «Детский сад № 25 г. Йошкар-Олы «Жемчужинка»
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Сегодня человек считается успешным, если у него достаточно хорошо развиты такие черты личности, как самостоятельность, активность, креативность, инициативность, конкурентоспособность, умение саморазвиваться, быстро адаптируясь к требованиям современного мира. Основу для развития таких качеств личности необходимо закладывать в дошкольном возрасте [1, с.107].
В период дошкольного детства у детей происходит становление образа окружающего мира благодаря тому, что дети получают впечатления с помощью взрослого и посредством общения с ним, а впоследствии и через самостоятельное освоение новых форм деятельности. В первые годы жизни ребенок накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт, он учится ориентироваться в окружающем мире. Познавательная активность в дошкольном возрасте является значительной, формы общения и обучения достаточно разнообразны, в связи с чем происходит совершенствование всех психических процессов.
На протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. В детской психологии выделяются следующие основные тенденции становления познавательного интереса на протяжении дошкольного возраста:
‒ возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
‒ интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности;
‒ расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности;
‒ углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей [1,с.109].
Познавательный интерес охватывает все дидактические функции процесса обучения, а именно обучающую, развивающую и воспитательную. Дети дошкольного возраста настроены на процесс познания, они стремятся исследованию и познанию новых предметов и явлений, что порождает познавательные интересы [4,с.38]. Одним из способов развития познавательных интересов у дошкольников является ознакомление их основами безопасности жизнедеятельности, в частности с правилами дорожного движения.
По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что лишь в 36% семей родители всегда соблюдают правила дорожного движения, показывая положительный пример своему ребенку; 46% родителей часто соблюдают ПДД, а вот 18% родителей ответили, что правила дорожного движения соблюдают редко. Это говорит о том, что во многих семьях дети видят отрицательный пример, и, следовательно, познают необходимую информацию в искаженном виде.
Все родители знакомят детей с правилами дорожного движения, но 14% взрослых это делает лишь в случае возникновения опасных ситуаций на дороге.
В основном, из правил дорожного движения, которые знает ребенок, родители указывают следующие: переход проезжей части на зеленый сигнал светофора или по пешеходному переходу. Таким образом, в семье уделяется достаточно мало внимания на повышение интереса ребенка к дорожной безопасности.
Абсолютно все родители согласились с тем, что в детском саду необходимо проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности, в частности, по дорожной безопасности.
Для обучения детей правилам дорожной безопасности используются разнообразные методы и средства:
– различные беседы с использованием различной наглядности, в том числе с демонстрацией мультимедийных презентаций («Мой друг – светофор», «Берегись автомобиля», «Правила движения нужны и важны!» и др.);
– конструирование («Машины нашего города», «Светофор», «Наш автобус» и т.д.) [3,с.61];
– чтение художественной литературы и отгадывание загадок по правилам дорожного движения;
– дидактические игры «Собери знак»; «Кто поступает неправильно?»; «Светофор» и др.;
– подвижные игры, такие как «Цветные автомобили»; «Действуй по сигналу»; «По автомобильной дорожке» и др.
– сюжетно-ролевые игры: «Водители автомобилей», «Путешествие на поезде», «Водители и пешеходы» и т.д.;
– проведение пальчиковой, дыхательной гимнастики;
– раскрашивание картинок по дорожной безопасности.
В развитии познавательного интереса ведущая роль в младшем дошкольном возрасте отводится игре, основным содержанием которой являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В связи с этим в работе с младшими дошкольниками целесообразно использовать различные игровые ситуации.
Например, в группу к детям приходит сказочный персонаж с перевязанной рукой (или лапкой) и рассказывает, что он попал под машину. Дети с воспитателем выясняют причину этого и помогают освоить герою правила дорожного движения, превращаясь то в пешеходов, то в пассажиров, то в водителей, а возможно даже и в автомобили.
Подвижные игры по ознакомлению с правилами дорожного движения позволяют детям закрепить полученные знания, развивать самостоятельность и творчество [2, с.14]. Так, например, в ходе подвижной игры «По длинной извилистой дорожке» дети учатся ходить по шнуру, нарисованной мелом линии спокойно, не спеша, без страха. В конце дорожки детям предлагается выполнить задание: позвенеть колокольчиком, погладить зайку, покормить лошадку.
Сюжетно-ролевые игры, например такие, как «Водители автомобилей», «Путешествие на поезде», «Водители и пешеходы» направлены на более полное и глубокое закрепление у детей знаний, полученных через беседы, наблюдения, просмотр презентаций, видео и фотоматериалов.
Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов в человеческой деятельности. Интерес к приобретению знаний формируется у дошкольников только при условии определенной организации педагогом процесса воспитания и развития ребёнка. Педагогу необходимо обращать внимание на закономерности развития познавательных интересов дошкольников и общие закономерности психического развития ребенка.
Таким образом, специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет дошкольникам самостоятельно добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность детей, развивая их познавательную активность по ознакомлению с правилами дорожного движения.
Список литературы
1. Аблитарова, А. Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / А.Р. Аблитарова, Н.А. Ревинская // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С. 107-110
2. Дремлюга, В. Н. Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного движения через поисково-познавательную деятельность / В.Н. Дремлюга, М.В. Щебетун // Молодой ученый. – 2017. – №34.1. – С. 13-17.
3. Саулина, Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС / Т.Ф. Саулина. – М.: Мозайка-Синтез, 2017. – 112 с.
4. Шмишек, О. П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников / О.П. Шмишек, И.С. Казаков // Молодой ученый. – 2016. – №9.3. – С. 37-39.