ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ С АГРЕССИВНОСТЬЮ И ВРАЖДЕБНОСТЬЮ ИХ РОДИТЕЛЕЙ

А. Н. Крутолевич

Гомельский государственный университет им. Ф Скорины

г. Гомель, Республика Беларусь

Проблемы эмоционального неблагополучия у детей, в особенности, проблема детской тревожности не теряет своей актуальности. Известно, что тревога и тревожность может являться источником многих нарушений здоровья в физической и психологической сфере. Высокий уровень тревожности препятствует нормальному развитию и самореализации ребенка.

По данным исследований психологов в последние годы растет число детей с трудностями поведения, тревожных, эмоционально неустойчивых. Проблеме тревожности детей посвящено значительная часть исследований, и это не только в психологии, но и в других науках. В последнее десятилетие интерес  российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность [1].

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают Захаров А.И., Прихожан А.М., являются родительские отношения. К. Монпард считает, что жестокое воспитание детей приводит к  характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью,  робостью и одновременным избирательным доминированием. Маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении, а опекающее воспитание приводит к чувству зависимости детей и созданию низкого волевого потенциала. Недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации детей [2]. Блюменфельд С., Александренко И., Героргиц Г. считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и тревожности детей [3]. Лесгафт П.А. говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими [2]. Балинский И.М. считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка [2].

Мясищев В.Н., Яковлева Е.К., Зачепецкий Р.А., Файеберг С.Г. указывали на то, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении [4].

Сухарева Е.Г. подчеркивает, что противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью, неустойчивостью и тревожностью.  Деспотическое воспитание приводит к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью, а гиперопека способствует развитию инфантилизированного типа поведения с яркими аффективными реакциями [3].

Исследования Мухиной В.С., Репиной Т.А., Лисиной М.С. и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка [5].

Таким образом, одним из факторов, влияющих на повышение уровня тревожности, являются особенности родительского отношения к ребёнку: строгое, жестокое отношение, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Целью исследования является определение уровня взаимосвязи ситуативной и личностной тревожности детей с уровнем агрессивности и враждебности их родителей; сравнение группы детей с разным уровнем тревожности в отношении проявления агрессивности и враждебности их  родителей.

Исследование было проведено в 7-8-ых классах. В исследовании приняли участие 56 детей, в возрасте 12-14 лет, а так же их родители. Были использованы следующие методики:

- опросник Басса – Дарки, с целью выявления уровня агрессивности и враждебности родителей;

- опросник Спилберга – Ханина, для выявления уровня тревожности детей.

Для определения уровня взаимосвязи агрессивности и враждебности родителей с тревожностью детей рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена и статистический критерий U-Манна-Уитни для сравнения групп с различным уровнем тревожности детей.

По шкале Спилберга-Ханина были получены следующие данные: по личностной тревожности среднее значение (М) составило 39,21, со стандартным отклонением (S) 6,859 и с максимальным значением 57. По ситуативной тревожности среднее значение (М) составило 35,70, со стандартным отклонением (S) 6,027 и с максимальным значением 57.

При определении индекса враждебности и агрессивностью родителей опрошенных детей были получены следующие результаты: среднее значение по шкале «враждебность»  (М) равнялось 8,57 со стандартным отклонением (S) 2,614, с максимальным значением 14, а среднее значение по шкале «агрессия» (М) равнялось 13,39 со стандартным отклонением (S) 4,58 и с максимальным значением 26.

Исходя из полученных данных у детей больше выражена личностная тревожность, чем ситуативная. Личностная тревожность - устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий диапазон ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная тревожность - это состояние, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Корреляционный анализ по Спирмену установил статистически высокодостоверную взаимосвязь индивидуальной враждебности  родителей с уровнем ситуативной тревожности их детей коэффициент корреляции составил r=0,447 при p = 0,001, а коэффициент корреляции индивидуальной враждебности и уровнем личностной тревожности детей составил r=0,716 при достоверности р=0,000. Такой коэффициент указывает на прямую взаимосвязь двух параметров, и возможно на то что, более высокий уровень враждебности родителей приводит к более выраженному проявлению тревожности детей. Далее,   коэффициент корреляции индивидуальной агрессивности родителей с уровнем ситуативной тревожности детей составил r=0,464 при р=0,000, а индивидуальная агрессивность родителей коррелировала с уровнем личностной тревожности детей r=0,360 при достоверности р=0,006. Этот коэффициент также указывает на прямую взаимосвязь двух параметров и может означать то, что более высокий уровень агрессивности родителей приводит к более выраженному проявлению тревожности их детей.

На основании полученных коэффициентов ранговой корреляции по Спирмену была выявлена положительная и высоко достоверная связь между двумя показателями агрессии родителей («враждебность» и «агрессивность») и тревожности их детей.

Результаты корреляционного анализа позволяют сделать выводы о связи агрессивности и враждебности родителей с проявлением тревожности их детей. 

Индивидуальная враждебность родителей, проявлениями которой являются обида и подозрительность, показала наиболее выраженную взаимосвязь с личностной тревожностью детей. А, для ситуативной тревожности детей значимыми оказались  как индивидуальная враждебность родителей, так и агрессивность родителей, проявляющаяся в физической и вербальной агрессии и раздражительности родителей.

На основе полученных в исследовании данных можно рекомендовать родителям в первую очередь нужно разобраться в причинах возникновения и проявления своей агрессии. Возможно, это раздражение из-за переутомления, хронической усталости, неприятностей на работе или приходится волноваться из-за какого-либо важного события в жизни.

Родителям, имеющим высокий уровень физической агрессии проводить коррекционные работы, направленные на формирование контроля поведения и эмоционального состояния, а также посещать аутотренинги по контролю эмоционального состояния, обучиться приемам саморегуляции.

Литература

1.  Айзенк, ХПсихологические теории тревожности / Х. Айзенк // Тревога и тревожностьХрестоматия. — СПб., 2001

2. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1989. – 284 с.

3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 232 с.

4. Гарбузов, В.А. Неврозы у детей и их лечение / В.А. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Просвещение, 1977.

5. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И Лисина. - М.: Просвещение, 1974.