ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ситникова Н.М.

ГГУ им. Ф. Скорины, 5 курс

Республика Беларусь, г. Гомель

Проблема исследования психологических механизмов взаимодействия

человека с миром природы остается одной из центральных в процессе разработки психологических основ современного экологического образования [1, с. 25].

Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологического сознания личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологического сознания личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру, он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении расстояние от «я – природа» до «я и природа»; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений её во взаимодействии ребёнка с окружающими [2, с. 25].

В качестве основных критериев успешного формирования экологического сознания младших школьников выступают такие проявления нравственно-экологической позиции, как усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром, наличие потребности в приобретении экологических знаний, формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе «человек – природа – общество». Важным является также воспитание ценностных ориентаций экологического характера, потребность в общении с живой природой, сопереживание, бережное отношение ко всему окружающему, участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [3, с. 61].

С целью изучения уровня развития экологического сознания младших школьников нами было организованно и проведено исследование на базе ГУО «Средняя школа № 44 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 40 учащихся 1 класса.

В качестве диагностического инструментария использовалась методика «Мировосприятие школьников» Л.М. Макаровой.  Эта методика позволяет выделить «Когнитивные аспекты мировосприятия» и «Субъективное отношение к природе».

После анализа результатов диагностики было выявлено что результаты, полученные по субтесту «Когнитивные аспекты мировосприятия», свидетельствуют о среднем уровне развития когнитивных аспектов мировосприятия, о среднем уровне осведомленности детей об отдельных фактах знания о природе и осознании себя  в мире, пространстве, времени.

По субтесту «Субъективное отношение к природе» получены результаты, свидетельствующие о возможности проявления у детей психологических механизмов в восприятии природных объектов, а именно – эмпатии, идентификации, субъектификации, рефлексии как экологического умозаключения.  Наличествует оценочное отношение к поступкам, то есть представление о том, как поступать нельзя, а как можно. Это можно расценивать как хороший базис для дальнейшего развития экоцентрических установок личности.

На следующем этапе использовалась Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо).  

Полученные данные говорят о том, что младшие школьники скорее нацелены на созерцательное отношение к природе, выраженная установка на изучение природы адекватна возрастным задачам испытуемых. Однако, дети слабо владеют информацией о возможности охраны природы, заботе о ней и пользе для жизни человека и мира природы в целом.

Данные исследования по Анкете определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников показали, что наибольшее число младших школьников (43 %) имеют низкий уровень сформированности экологической культуры. Средний уровень выявлен у 35 % респондентов и высокий уровень – у 22 % младших школьников. Полученные результаты показывают, что уровень сформированности экологической культуры младших школьников недостаточный, и есть необходимость в проведении серии комплексных занятий по формированию и развитию экологических установок у детей младшего школьного возраста.

Такие занятия могут включать в себя занятия с профессиональными экологами, экскурсии с воспитателями и родителями в зоопарк, выезды за город с целью непосредственного знакомства детей с окружающим миром природы, во время которого детям рассказывается о флоре и фауне родного края, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Во время экскурсий дети могут собирать природные объекты, которые естественным путем прекратили свое «живое существование».

 Для выявления динамики будет полезен мониторинг уровня развития экологического сознания в течение учебного года. В дополнение к плановым занятиям психологи могут проводить коррекционные занятия в форме психологического тренинга.

Список использованных источников

1 Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Р.-н.-Д., Амо, 2000. – 218 с.

2 Кириллова, З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / З.А. Кириллова. // Начальная школа. – 2000. – № 5. – С. 25 – 27.

3 Панов, В.И. Экопсихологические аспекты детства / В.И. Панов. // Мир психологии. –  2003. –  № 1. – С. 55 – 68.