КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

С.П.Гарбузов

ГГУ имени Ф. Скорины 3 курс

Г. Гомель

Психология совладающего поведения достаточно новая, но в последнее время все больше набирающая популярность направление в психологии. В зарубежной науке достаточно серьезные теоретико-практические результаты нашли отражения в работах R. Lazarus, S. Folkman, H. Weber, D. Maxwell, F. Mollica, B. Cardozo, П. Л. Хьюитт, Г. Л. Флетт, П. Т. Коста, М. Р. Сомерфелд, Р. Р. Маккраэ и др. В отечественной литературе основные исследования отражены в работах Т. Л. Крюковой, Л. И. Анцыферовой, А. Б. Леонова, И. М. Никольская, Н. А. Сирота, Р. М. Грановская, С. А. Хазова, Т. В. Корнилова, С. И. Малахова, В. А. Ташлыкова, Е. П. Белинская, Е. Р. Исаева, С. К. НартоваБочавер и др. Любое кризисное состояние несет за собой огромное количество психолого-социальных проблем любой формы, и, учитывая данные аспекты, ключевым становится выявление механизмов совладающего поведения (копинг-поведения).

В научный оборот термин «копинг» (от англ. coping – совладание, преодоление) был введен L. Murphy и означал определенную попытку создать новую ситуацию будь она угрожающей и опасной или радостной и благоприятной. Ряд авторов рассматривает феномен «копинга» как тенденциозный динамический процесс психики по устранению проблем с целью оптимизации эмоционального состояния. В частности, в таком контексте рассматривал «копинг» R. S. Lazarus определяя его как процесс решения проблем, предпринимаемый индивидом для оптимизации своего психологического состояния и адаптации к окружающей среде.

В работах отечественных ученых совладающее поведение рассматривается в концепции стресса. Т. Л. Крюкова  Е. П. Белинская  рассматривали копинг как способ, который позволяет индивиду, справится со стрессом или трудной жизненной ситуацией.

 Е. Р Исаева рассматривала «копинг» или «преодоление стресса» «как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям» .

С. А. Хазова понимает под «копингом» определенные устойчивые психические свойства, реагирующие на действия исходящие из среды и отличающиеся от обычных условий жизнедеятельности «копинг-ресурсы позволяют человеку успешно справляться с требованиями жизни, совладать с разнообразными стрессами. [1].

Таким образом, совладающее поведение сложный феноменологический процесс, относящийся к адаптационному потенциалу личности и находящийся в одном фокусе с психологическими защитами личности. Совладающее поведение имеет взаимосвязь с такими диспозиционными составляющими, как оптимизм, негативная эффективность, враждебность, нейротизм, локус контроль, эмоциональная и интеллектуальная сферы личности и т. д. [2].

Наиболее эффективным инструментарием для объяснения развития копинг-стратегий является биопсихосоциальная методология, описывающая данные процессуальные позиции тремя переменными – социальной, биологической и психологической [3].

Изучение самооценки - одного из важнейших личностных образований - уделялось достаточно большое внимание в психологии еще со времен У.Джемса. Разнообразие и большой объем накопленных данных сочетаются с отсутствием единого взгляда на проблемы самосознания, отсутствием последовательной теории, четких понятий, несовершенством экспериментального аппарата. В данной области исследований не существует общепризнанной терминологии, само понятие «самооценка» интерпретируется в зависимости от психологической школы, ориентации, к которой принадлежит сам исследователь [4, с. 215].

Первые попытки психологического анализа строения личности и роли самооценки были предприняты исходя из идей функционального направления, восходящего к У. Джемсу, который впервые выделил две формы функционирования самооценки - удовлетворенность и недовольство собой.

У. Джемс выделял в личности два элемента: «эмпирическую персону» и «поток мыслей» субъекта по поводу «эмпирической персоны» («I»). Тем самым Джемс расчленил представление о личности на два компонента: познавательный и познающий.

Представители школы К.Левина (1935), Ф.Хоппе (1930), Т.Дембо (1931), М.Юкнат (1937) и другие экспериментально изучали самооценку в контексте эмоционально-потребностной сферы. В этих исследованиях была раскрыта зависимость уровня самооценки от успеха или неуспеха при выполнении определенных заданий: успех повышает уровень самооценки, а неуспех понижает его.

В экспериментальном изучении уровня самооценки Ф.Хоппе обращается к понятиям «Уровень Я» и «Самосознание» или «Концепция Я». По Ф.Хоппе, «уровень Я» имеет свойство сохранять, возможно, большую высоту, что выражается в стремлении избегать неудачи и получать успех при высокой самооценке. Оба проявления ведут к противоположным следствиям. Страх неудачи побуждает устанавливать вначале некий уровень самооценки, после успеха повышать его, а в результате неудачи снижать. Желание реализовать возможный успех продуцирует высокий начальный уровень самооценки, подъём после достижений, малое снижение вследствие промахов. [4, с. 258].

В начале нашего века изучение самосознания переместилось в область социологии. Ч. Кули была выдвинута теория «зеркального Я», которое возникает в результате взаимодействия индивида с различными группами, членом которых он является. То есть представления индивида о себе формируются методом проб и ошибок через усвоение ценностей, установок и ролей. Вслед за Ч. Кули эту теорию подтвердил Дж. Мид, утверждавший, что индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие.

Проблематику представлений индивида о себе и самооценки разрабатывали в зарубежной психологии также Р. Бёрнс, С. Куперсмит, М. Розеберг, и многие другие исследователи. В этих работах принят термин «Я-концепция», означающий совокупность всех представлений субъекта о себе. Причем, Я-концепция определяет «не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможность развития в будущем» [5, с. 189].

Этой проблеме в достаточной мере посвящены работы известных отечественных психологов И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой. Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый всей ей жизнедеятельностью. Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: «Общественная оценка человека основывается у нас на его общественно полезном труде, на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [4, с. 308].

Самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение [4, с. 359].

Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития.

По результатом исследования, проводившееся на базе Многопрофильного лицея №11 им. Мендельсона г. Ульяновска, можно сказать что, базисная копинг-стратегия разрешения проблем занимает первое место в структуре копинг-поведения учащихся с адекватной и высокой самооценкой. Ориентация на разрешение проблем позволяет конструктивно приспосабливаться к предъявляемым требованиям и трудностям, которые появляются в подростковом возрасте. Что касается подростков с заниженной самооценкой, то их наиболее выраженной базисной копинг-стратегией является избегание. Среди подростков, недостаточно ценящих себя, стратегия разрешения проблем и социальной поддержки обладает идентичным средним уровнем - 22,75 средних балла. Стратегия избегания превышает их: получено 26,31 среднего балла по подгруппе. Среди подростков, обладающих нормальной, адекватно сформированной самооценкой, широко применяется базисная стратегия разрешения проблем, предполагающая активные действия по преобразованию затруднительной ситуации (26,77). Менее выражена стратегия избегания (24,77 средних балла). Третье место по частоте использования подростками с адекватной самооценкой занимает стратегия поиска социальной поддержки.

Подростки с высокой самооценкой в кризисных ситуациях опираются прежде всего на копинг-стратегию разрешения проблем (26,08). Менее выражена стратегия поиска социальной поддержки (25,25). Реже применяется стратегия «избегания» (23,83). Стратегия избегания проблем формирует тенденцию к немедленному снятию, избеганию возникающего в стрессовой ситуации эмоционального напряжения путем редукции. С другой стороны, копинг-стратегия избегания - это механизм поведения, основанный на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов и активных копинг-стратегий.

Таким образом, стратегия разрешения проблем представляет собой комплекс навыков для эффективного каждодневного разрешения проблемных ситуаций различного спектра, и является наиболее используемой подростками с адекватной и завышенной самооценкой; в то время как копинг-стратегия избегания связана с механизмом редукции, и функционирования индивида на более низком функциональном уровне, и применяется наиболее часто подростками с заниженной самооценкой.

Таким образом, r-критерий корреляции Пирсона позволил выявить следующие закономерности:

1.Самооценка характера положительно взаимосвязана со стратегией поиска социальной поддержки (r= 0,276; p=0,05);

2.Самооценка авторитета у сверстников отрицательно взаимосвязана со стратегией избегания (r= - 0,343; p?0,05);

3.Самооценка внешности демонстрирует прямую (положительную) взаимосвязь с частотой использования копинг-стратегии конструктивного разрешения проблем (r= 0,333; p=0,05);

4.Самооценка уверенности в себе подростка оказалась положительно взаимосвязана с активными копинг-стратегиями разрешения проблем (r= 0,343; p=0,05); и поиска социальной поддержки (r= 0,284; p=0,05).

Литература:

1.Станибула С.А. Совладающее поведение студентов / С. А. Станибула  //  Сборник научных работ студентом, магистрантов и аспирантов. – № 4, 2016. – С. 160-163

2.Станибула С.А. Психология совладающего поведения: состояние и перспективы / С. А. Станибула // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – № 2 (95), 2016. – С. 52-56

3. Станибула С.А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе / С. А. Станибула // Проблемы психологии и педагогики. – № 3, 2017. – С.195-204

4. Справочник практического психолога. Психодиагностика/ под общ.ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.

5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. – М.: «Прогресс», 1986. – 422 с.