ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Григорьева А. Е.
         ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2 курс
         Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Связная речь – это определенная последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. 
Имея практику работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что развитие связной речи у детей до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для  социализации будущих школьников. В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста развитие связной речи занимает немаловажную ступень. К поступлению ребенка в первый класс речь становится универсальным средством общения с окружающим миром, поэтому очень важно уметь выражать свои чувства, мысли, эмоции и желания.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как В.К. Воробьева, Т. Б. Филичива, Г. В. Чиркина, Е. В. Ушакова, Л. С. Волкова, Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова.

А теперь, я хочу рассказать о некоторых играх и игровых приёмах, которые помогут развитию связной речи детей начиная с трех лет до семи.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

В возрасте 3-4 лет увеличивается не только объем общеупотребительных слов, но и возрастает способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, имеющие определенный смысл. 
В этом возрасте для успешного развития связной речи используют приёмы: театрализованного представления, логоритмические упражнения, пальчиковые игры. Для успешного развития связной речи предлагаются игры с использованием народного творчество как источник, в котором можно найти материал, отвечающий как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к произведениям для детей. Предлагаю Вашему вниманию примеры дидактических игр по развитию речи младших дошкольников:

Дидактическая игра «Птички». [6]

Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Взрослый обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Кто хочет быть птичками? (Желающим взрослый  надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад». Дети и взрослый  произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

В возрасте 4-5 лет, при нормальном речевом развитии, детям доступно осмысление причинно-следственных отношений, употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Часто дошкольники 4-5 лет активно сопровождают речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
И поэтому в этом возрасте большое внимание уделяется развитию описательного рассказа (рассказам-описаниям). Используют приемы мнемотехники: коллаж, мнемотаблица, мнемодорожка и др.

Предлагаю Вашему вниманию следующие дидактические игры:

1. «Странные рассказы». [4] Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов, например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»; 
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» 

В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

2. Используя картинно-графический материал из пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой. [1]

  • Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку (рисунок 1).
  • Попросить дать имена изображенным на картинке детям.
  • Задать вопросы:

– Кого кормят мама и дети?
– Как назвать этих птиц всех вместе?
– Каких птиц кормит мама? (Мама кормит домашних птиц.)
– Кто помогает маме? (Вова и Таня помогают маме.)
– Чем мама кормит гуся? (Мама кормит гуся горохом.)
– Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном.)
– Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей.)
– Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники.)

  • Предложить детям послушать получившийся рассказ.
  • Попросить детей пересказать рассказ по картинно-графическому плану (рисунок 2, 3, 4).

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс формирования фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологичес­кий, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, М.Ф. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

Предлагаю Вашему вниманию следующие дидактические игры

 Дидактическая игра «Отгадай-ка» [4]

Цель игры: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: Взрослый  напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) взрослый  кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. 
В процессе игры взрослый  следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.

Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

 

Список литературы:

  1. Бардышева Т. Ю,  Моносова Е. Н.: «Методические рекомендации к наглядно – дидактическому  пособию «Обучение связной речи детей 4-5 лет» Картинно-графические планы рассказов». ООО «Издательство «Скрипторий 2003»
  2. Воробьева В. К.: Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.– М.2006
  3. Глухов В. П.: Из опыта логопедической работы по форми­рованию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на за­нятиях по обучению рассказыванию// Дефектология. — 1994.
  4. http://sundekor.ru/referat/bystro/didakticheskie-igry-po-razvitiiu-slovesnogo-tvorchestva/
  5. Е.Г. Карельская «Растим говорунов» изд. «Дрофа» М. 2007
  6. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. Л., 1934.
  7. Ткаченко Т. Д.: «Логические упражнения для развития речи». Альбом дошкольника. — 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
  8. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.
  10. Филичева Т. Е., Чиркина Г. В.: Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993. – Ч. I, II.