МНЕМОТЕХНИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6 ГОДА ЖИЗНИ С ОНР III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Золотова А.А., Козина И.Б.,

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» 4 курс

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация: в данной статье описаны результаты диагностики зрительной памяти у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи. Раскрыта актуальность формирования высших психических функций у детей с нарушениями речи. В ходе исследования сделан вывод о значимости работы учителя-логопеда над развитием зрительной памяти у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи.

 Ключевые слова: общее недоразвитие речи, зрительная память, мнемотехника, высшие психические функции.

Чувства, эмоции, всё то, что человек воспринимает из окружающего мира, обычно не исчезают бесследно. Они фиксируются, сохраняются и воспроизводятся в форме узнавания, воспоминания. Все эти процессы играют огромную роль в жизни человека. Восприятие действительности каждого человека связано с его жизненным опытом. Воспоминания лежат в основе опыта человека, будь то положительный или отрицательный опыт.

Все психические процессы тесно взаимосвязаны друг с другом. Говоря о взаимосвязи памяти и речи, следует уделить внимание тому, что мы обучаемся говорить, следовательно, память играет огромную роль в процессе овладения речью.

Чистая, правильная речь - одно из важнейших результатов и условий нормального психического развития человека. Процессы памяти, которые строятся на словесном материале, протекают своеобразно, так как весь процесс в основном слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс, который помогает человеку развиться как личность и определить его место в социуме.

Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Понимание обращенной речи так же  сформировано недостаточно.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают значимые моменты, меняют последовательность предложенных заданий. Они часто делают ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизмы.

Для оценки уровня развития зрительной памяти у детей 6 года жизни с ОНР был проведён констатирующий эксперимент. В нём принимали участие 12 детей с общим недоразвитием речи 6 года жизни. Нами были использованы 3 методики: методика для диагностики «Образной памяти», методика «Узнай фигуры» (Немов Р.С.) и методика «Запомни рисунки». (Л. И. Плаксина).

После проведения диагностики нами были подведены итоги эксперимента, которые показали, что по результатам методики «Образная память» у 5 детей из 12 уровень развития образной памяти соответствует норме. По результатам методики «Узнай фигуры» «очень высокий уровень» не наблюдается ни у одного ребёнка, «высокий» у 2 детей, «средний» у 7 человек, «низкий» у 2 ребёнка и «очень низкий уровень»  наблюдается у 1 ребёнка.

Использование методики «Запомни рисунки» показали следующие результаты: «очень высокий уровень» не наблюдался ни у одного ребёнка, «высокий» также не наблюдался ни у одного ребёнка, «средний» у 8 человек, «низкий» у 3 детей и «очень низкий уровень» наблюдался у 1 ребёнка.

Из вышесказанного мы можем говорить о том, что у детей с общим недоразвитием речи снижен уровень зрительной памяти.

Существует огромное множество техник и методик, предназначенных для развития памяти. Одной из них является мнемотехника. Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, с помощью которых информация запоминается легче, увеличивается объём памяти путям образования связей.

Слова с неизвестным или непонятным значением человеку труднее запомнить. Если такое слово человек просто «зазубрит», то в скором времени это слово просто исчезнет из его памяти. И поэтому главной задачей методов мнемотехники является наполнение слов таким содержанием, которое были бы связаны с определёнными звуковыми, зрительными ощущениями.

Технология мнемотехники построена на присоединении информации к определённому образу. Во-первых, нужно определиться с тем, что нужно запомнить. Во-вторых, следует привязать образ к определённым ощущениям, зрительным восприятиям. Если выполнить эти два пункта, то в памяти построится целая взаимосвязанная цепочка, из которой в дальнейшем можно будет извлечь необходимую информацию.

Данная методика может помочь детям с нарушением речи развить объём памяти, повысить их словарный запас.

Литература:

 

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей   5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. –– М., 1991. - 44 с.

2. Немов Р.С. .Психология .Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос,2017

3. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. Т.Б. Филичева – Москва: Эксмо,2015. - 320 с.

4. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.

 5. Немов Р.С. психология: Учеб. Для студентов высш. пед. заведений; В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997