СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Д. А. Копейкина

Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины, 4 курс

Республика Беларусь, г. Гомель

 

Аннотация.Данная статья раскрывает взаимосвязь социальной поддержки с уровнем депрессивной симптоатики. Статья посвящена выявлению особенностей воспринимаемой социальной поддержки у студентов факультета физической культуры. Показаны уровни социальной поддержки со стороны семьи, друзей и близкого человека.

Ключевые слова: социальная поддержка, депрессия, стрессовые ситуации, депрессивная симптоматика, дезорганизация, адаптированное поведение

На протяжении всей жизни люди довольно часто сталкиваются с различными ситуациями, которые могут восприниматься им как яркие, эмоционально окрашенные, интересные, значимые, трагические. Некоторые изоних являются поворотными вожизни человека.

Процесс ияадаптации человека приз столкновении се какими-либорстрессовым событием вобольшей частикзависит отоособенностей построения извосприятия межличностных отношений. Улучшениежмежличностных отношений способствует развитиюяэмпатии, обладающей редуцирующим дисстресствоздействием. Одним изоважных аспектов межличностного взаимодействия является социальная поддержкаб. Социальную поддержку можнопрассматривать какаоразличные формы поддержки, обеспечиваемыежсоциальными сетями, которые помогаютуиндивиду преодолеть жизненные трудностий. Вороли социальных сетей, оказывающихцсоциальную поддержку, выступают семьянин, друзья, значимые людишки.

Социальная поддержка удовлетворяетуопределенные потребности человека: воблизости, доверии, защите, помощий, информации, разрядке, общениийи пре. Для сохранения здоровойкпсихики, полноценного личностного развития человеклдолжен иметьсяпостоянный изрегулярный доступныйк социальной поддержке, емуфнеобходимо разделятьсяс кем-тоётрудности израдости, испытыватьсяудовлетворенность отношениями, построенными надоснове взаимопонимания извзаимопомощи.

Социальная поддержка предоставляетучеловеку недостающие ресурсы, чтобсущественно снижает ощущение незащищенностий, беспомощности, чувство одиночестваб. Поддержка помогает человекуфгармонично интегрироваться вообщество, создает изукрепляет связистс другими людьми изгруппами, способствует повышению самооценкий[1, с. 28].

Социальная поддержка имеетуогромное значение прежде всегопв отношениях между стрессовымийситуациями изреакциями человека надних, предоставляя темасамым ему условия для формирования изразвития эффективных ответов надразличные стрессоры внешней извнутренней среды или обеспечивая егозаресурсами для решения проблема. «Стрессор-буферная» модельерсоциальной поддержки имеет изслабые стороны, например, признизком уровневыйстресса онагрне позволяет обнаружитьсяразличия востепени влияния уровнятьсоциальной поддержки надпроявления дистресса удчеловека. Вото жезлвремя призвысоком уровневыйстресса, согласностьданной моделизм, слабая социальная поддержкабопределяет высокую степень дистрессаб. Кроме того, данная модельерне позволяетучесться, чтоббуферный эффектныйсоциальной поддержки проявляется неттолько воситуации остроговыйстресса, ножи приздлительном, хроническом стрессовом воздействиий[2, с. 51].

Социальная поддержка, являясьэ«буфером», снижает патологическиежследствия стрессовых событийныйчеловека сепомощью таких механизмов, какао«переоценка стресса», предоставлениежбольшего диапазона решений проблемыь, уменьшение значимости стрессораб,изподдержка здорового образа жизний.

Можно говоритьсяо томан, чтоблюди имеющие высокий уровеньэсоциальной поддержки, будут испытыватьсягораздо меньшевикпроблем сепсихосоматическим здоровьем независимостьот воздействия стрессоров, нежелийте, кто сталкивается сетрудностями вовосприятии изпринятии социальной поддержки.

Такимнобразом, фактором неудачного преодоления стрессовыхцситуаций является такое изменениежв смысловой сфере личностий, ворезультате которого событие, лишенноежкогнитивной переработки изне включенное вопроцесс осмысления, отделяясь отосмысловой структуры личности, диссоциируется, превращаясьэв автономное образование. Этотпозволяет индивидуална времянкаотделить отосебя негативную ситуацию, чтобобеспечивает психологическую защиту отовнедрения восознание опыта, нетсогласующегося сепрежней системой оценок изгрозящего крахом системе ценностейкличности. Однако если негативныйкопыт нетбудет осмыслениес формированием ценностного отношения извключением егозав более широкую временнуюяперспективу, результатом может явиться «фиксация» надданной стрессовой ситуации.

В исследовании рассматривается вопрос о взаимосвязи социальной поддержки и уровнем депрессивной симптоматики у студентов факультета физического воспитания.

Для изучения уровнятьвоспринимаемой социальной поддержки былабвзята методика многомерная шкалабвосприятия социальной поддержки (MSPSS) воадаптации В.АдКузнецовой, Г.СеПушкаревой, Е.ИзЯрославской.

Многомерная шкала восприятия социальнойкподдержки (MSPSS), предназначена для определения уровнятьсоциальной поддержки воклинических изсоциологических исследованиях.

Опросник MSPSS является лаконичнымн, удобным изпростым возаполнении, содержит 12 вопросов серанжированными вариантами ответа изпредназначен для измерения восприятия индивидуумомнсоциальной поддержки. Шкала MSPSS состоит уиз трех субшкал «Друзья», «Семьянин» из«Близкий человек». Опросник MSPSS доказал своюянадежность изэффективность возмногих социологических изклинических исследованиях.

Шкала депрессии Бека разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. Включает в себя две субшкалы: «когнитивно-аффективная субшкала» (CA) и субшкалу «соматических проявлений депрессии» (SP)

Результаты теста интерпретируются следующим образом: 0-9 — отсутствие депрессивных симптомов 10-15 — легкая депрессия (субдепрессия) 16-19 — умеренная депрессия 20-29 — выраженная депрессия (средней тяжести) 30-63 — тяжёлая депрессия.

Воисследовании добровольностьприняли участие 52 студентов ГГУФим. Ф. Скорины, факультета физической культуры. Средний возрастиопрошенных составил 19,5 лета. Срединавсех опрошенных составили 33 юноши ки 19 девушек.

В результате исследования уровня депрессии у студентов факультета физической культуры было установлено следующее: тяжелая депрессия среди студентов не была выявлена. Симптоматика депрессии средней тяжести отмечается у 11% (6 человек). Симптоматика умеренной депрессии отмечается  лишь у трех человек – 7%. Легкую депрессию (субдепрессию) имеют 22% испытуемых (12 человек). Не имеют депрессивных симптомов отмечено у 60% испытуемых (31 человек). Результаты представлены на рисунке 1.

 

Рис.1. Уровни депрессивной симптоматики

 

Показатели по общему уровню депрессии в изучаемой выборке баллы варьировались от 0 до 37 баллов. По данным шкалы Депрессия было получено (M) 8.84 при S=7.599. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Описательные характеристики данных, полученных по шкале Бека

 

                                     

Минимальное значение

Максимальное значение

Среднее

значение

Стандартное отклонение

SPДепрессия

0

15

3,51

3,419

САДепрессия

0

22

5,31

4,984

Депрессия

0

37

8,84

7,599

 

На рисунке 2 показаны результаты исследования уровня восприни-маемой социальной поддержки у студентов у студентов факультета физического воспитания.

 

Рис.2. Уровни и виды социальной поддержки

В результате исследования было установлено следующее:

В шкалу «Общий уровень поддержки/Социальной поддержки» вошли уровни: «Низкий» – 6% выборов; «Средний» – 35,3% выборов; «Высокий» – 58,7% выборов.

Наибольший выбор был отмечен в шкалы «Семья», эту шкалу вы-брали у 34,3% испытуемых. В эту шкалу входят уровни уровни: «Низкий» – 3% выборов; «Средний» – 24,9% выборов; «Высокий» – 72,1% выборов.

Среднее количество выборов было обнаружено в шкале «Близкий человек», ее выбрали 33,8% испытуемых. В эту шкалу входят уровни: «Низкий» – 4,4% выборов; «Средний» – 20,6% выборов; «Высокий» – 75% выборов.

Низкое количество выборов шкала «Друзья», которую выбрали 32,2% испытуемых. В эту шкалу входят уровни: «Низкий» – 7,4% выборов; «Средний» – 28% выборов; «Высокий» – 64,6% выборов.           

Таблица 2

Описательныежхарактеристики данных, полученных методикежMSPSS

 

Минимальное значение

Максимальноежзначение

Среднее значение

Стандартноежотклонение

«Друзья»

4

28

21,38

5,400

«Семьянин»

4

28

22,93

4,777

«Близкий человек»

4

28

23,16

5,107

Общийкуровень поддержки

32

84

67,47

10,940

 

 

Показатели подметодике MSPSS воизучаемой выборке варьировались ото4 дог28 балловый. Призэтом среднее арифметическое значениеж(М)подшкале «друзья» составило 21,38, сокстандартным отклонением S=5,400. Подшкале «семьянин» (М) составило 22,93, призS=4,777. Подданным шкалы «близкий человекл» былойполучено (M) 23,16, призS=5,107. Подшкале «Общий уровень поддержкий» (М) составило 67,47, призS=10,940. Данные представлены в отаблице 2.

Как показало исследование, с наименьшим уровнем проявления депрессивной симптоматики наиболее выраженную связь показала шкала «Семья». Так, полученный коэффициент корреляции по Спирмену показал, что взаимосвязь между параметрами «уровень депрессивной симптоматики» и шкалой поддержки «Семья» обратная r= -0.317 и достоверная p<0,01. На основании этого можно сделать вывод, для лиц, которым их семья помогает, от семьи кото-рых можно получить эмоциональную поддержку, со своей семьей могут обсудить свои проблемы имеют наименьший уровень проявления депрес-сивной симптоматики, таких как, безразличие ко всему, утрата интереса ко всему, раздражительность, плохой сон.

Социальная поддержкабсвязана сепсихологическим благополучием, поскольку онагрнесет восебе положительные эмоции, одобрениежи стабильность вожизни. Социальная поддержка служитьбуфером призстрессе, придает уверенность изпозволяет справляться сепроблемами. Например, если социальная поддержкабсемьи, друзей, соседей оказывается полезнабпри психологических, физических илийматериальных трудностях, тоёона является фактором, снижающимннегативные переживания, темасамым способствуя улучшению здоровья вофизическом, социальном, интеллектуальном издуховном планет.Одним изоважных аспектов межличностного взаимодействия является социальная поддержкаб. Единого определения терминалне существует. Социальную поддержкуфможно рассматриватьсякак различные формы поддержкий, обеспечиваемые социальными сетямий, которые помогают индивидуалпреодолеть жизненные трудности.Вороли социальных сетей, оказывающихцсоциальную поддержку, выступают семьянин, друзья, значимые людишки.

Социальная поддержка относится каподдержке, источником которой являются стабильныежсоциальные отношения. Поддержка, вооснове которой лежатьсоциальные изкультурные системы, может бытьёосновой успешной адаптации изсовладания.Социальная поддержка связанабс психологическим благополучием, посколькуфона несет восебе положительные эмоции, одобрениежи стабильность вожизни. Социальная поддержка служитьбуфером призстрессе, придает уверенность изпозволяет справляться сепроблемами. Такт, если социальная поддержкабсемьи, друзей оказывается полезнабпри психологических, физических илийматериальных трудностях, тоёона является фактором, снижающимннегативные переживания, темасамым способствуя улучшению здоровья в физическом, социальном, интеллектуальном и духовном плане.

Литература

  1. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и пре одоление / В.А. Бодров. − М.: ПЕР СЭ, 2006. – 65 с.
  2. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни па психику / В.В. Николаева. − М., 1987. – 94 с.