ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ЧЕРЕЗ ПРИСВОЕНИЕ ПРОСОЦИ-АЛЬНЫХ НОРМ

Лупекина Е.А.

ГГУ им. Ф. Скорины

Республика Беларусь, г. Гомель

 

На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь приоритетной задачей является повышение его качества, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Компетентностный и деятельностный подходы позволяют эффективно осуществлять переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентированной на актуальные и востребованные жизнью результаты обучения. Условиями реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса являются:

- ориентация на продуктивный характер учебно-познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся;

- применение адекватных обновленному содержанию форм и методов обучения и воспитания;

- технологизация и алгоритмизация деятельности;

- высокий уровень профессионализма учителя и управление развитием его профессиональной компетентности [1, 2, 3].

Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [4], профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и постоян­ное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к сис­теме «человек-человек», то есть к группе профессий социономическо­го типа. В деятельности этих специалистов присутствует один объеди­няющий их факт – их профессиональная деятельность является прояв­лением помогающего поведения.

Цели и результаты в помогающих профессиях отличаются тремя основными особенностями. Так, в большинстве случаев результат тру­да в этих профессиях задается не определенно, а в виде общего пред­ставления. Часто предполагаемый продукт описывается только через необходимые следствия: надо сделать нечто, чтобы, например, человек чувствовал себя лучше.

Таким образом, базовой характеристикой помогающих профес­сий является просоциальность, берущая свое начало в обыденной, по­вседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через ком­плекс мотивов в профессиональную деятельность. В соответствии с целями просоциального поведения деятельность специалиста помо­гающей профессии направлена на достижение таких гуманистических и общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое каче­ство жизни, полное развитие индивидов и групп в различных форма­циях индивидуальной и социальной жизни.

Основой «модели специалиста» помогающих профессий (и прежде всего психолога)  по мнению Н.В. Кухтовой [5] явля­ются психологические детерминанты просоциального поведения, к которым относятся определенные содержательные (личностные) и динамические (ситуативные) характеристики, в совокупности опреде­ляющие направленность личности (рис.1).

 

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160128_154234.jpg

Рисунок 1.  Модель специалистов, ориентированных на оказание помощи

на основе проявления просоциального поведения.

 

Согласно предложенной модели [5] специалист ориентированный на оказание помощи, должен руководствоваться в соей профессиональной деятельности социальными нормами просоциального поведения, а именно:

  • норма социальной ответственности – это общественное пра­вило, основанное на том, что люди должны помогать тем, кто в этом нуждается. Эта норма требует просоциального поведения во всех случаях, когда нуждающийся в помощи находится в зависимости от человека, который может оказать помощь;
  • норма взаимности связана с различными реакциями на оказа­ние помощи, так называемыми обменными отношениями различной мотивации (альтруистическая и эгоистическая). Как правило, помощь оказывается в обмен на предыдущую помощь, это ожидание людей, что их помощь другим увеличит вероятность того, что им будут помо­гать в будущем;
  • норма справедливости рассчитана на оказание помощи людям «по заслугам». Основана на том, что члены группы будут удовлетво­рены распределением награды, которая пропорциональна участию каждого члена группы.
  • норма «затраты-вознаграждения» связана с личностным ди­стрессом и оказанием помощи в чрезвычайных ситуациях.

Нами проведено исследование, направленное на изучение позиций присвоения социальных норм, оказывающих влияние на просоциальную направленность поведения. Объектом исследования выступила группа студентов специальности «Педагогическая психология». На наш взгляд одним из элементов психологической компетентности будущих психологов является их склонность к присвоению просоциальных норм поведения.

Исследование проводилось на базе Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», с использованием методики «Социальные нормы просоциального поведе­ния», разработанной И.А. Фурмановым, Н.В. Кухтовой. В нем приняли участие 56 девушек, студенток 2 курса специальности «Педагогическая психология».

Таблица 1. Уровень присвоения социальных норм

Уровень

присвоения

Социальные нормы

Норма социальной ответственности

Норма взаимности

Норма справедливости

Норма

«затраты-вознаграждения

высокий

7,1%

5,4%

12,5%

16,0%

средний

83,9%

44,6%

83,9%

57,1%

низкий

8,9%

50,0%

3,6%

26,8%

 

Как видно из таблицы 1, большинство студенток (при α=0,001) обнаруживают средний уровень присвоения социальных норм, направляющих их к помогающему поведению. Качественный анализ содержания описываемых социальных норм позволяет предположить, что для профессиональной деятельности педагога-психолога наиболее важен высокий уровень нормы социальной ответственности, который предполагает помогающее поведения во всех случаях, когда нуждающийся в помощи находится в зависимости от человека, кото­рый может оказать помощь.

Что же способствует усвоению нормы социальной ответственности? Подчеркивать норму социальной ответственности и тем самым усили­вать готовность к просоциальным поступкам может влияние образца. Оно, в свою очередь, бывает более сильным в случае, когда помогаю­щий непосредственно видит само действие помощи, а не слушает нра­воучительный рассказ.

В условиях обучения и подготовки педагогов-психологов к профессиональной деятельности влияние образца реализуется в консультативной практике, в работе с супервизором и других формах практико-ориентированных занятий, доля которых в общем образовательном процессе должна быть значительна.

Если инициативу в осуществлении нормы социальной ответственности должен на себя взять субъект (помогающий), то нор­ма взаимности ориентируется на реакцию в связи с полученной по­мощью, и на благодеяние человек отвечает признательностью. Профессиональная деятельность педагога-психолога должна в меньшей степени руководствоваться тем, что помощь может оказываться с расчетом на взаимность и может преследовать при этом свои цели.

Норма социальной справедливости действует под лозунгом «Помоги тем, кто заслуживает помощи». Профессиональная деятельность психолога предполагает помощь всем нуждающимся, а оценка того, заслуживает человек этой помощи ли нет, – предмет этики. Педагог-психолог как субъект образовательного процесса должен быть равнодоступен для запроса о психологической помощи.    

Таким образом, на наш взгляд психологическая компетентность студентов-психологов к профессиональной деятельности должна включать специальную проработку проблемы присвоения социальных норм, оказывающих влияние на помогающее поведение как вид профессиональной деятельности.

 

Литература

 

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. - № 10.

2. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Симанюк. – М.: Московск. психолого-социальный ин-т, 2005. – 216 с.

3. Кульменева, Л. Г. Компетентностный подход к современному образованию / Л. Г. Кульменева // Народная асвета.  – 2012. - № 10. –
С. 37-41.

5. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. –Учебное пособие –­ М.: МГУ, 1995. –­ 224 с.

6. Кухтова, Н.В. Феномен просоциального поведения в со­временной психологии: монография / Н.В. Кухтова. – Saarbrucken, 2011. – 135 с.