СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

К.В.Маренова, студентка Марийского государственного университета, Психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,

 г.Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема адаптации в обществе ребенка с проблемами, требующие вмешательства такого специалиста, как логопед. Дети с задержкой речевого развития требуют особого обучения и воспитания для получения необходимого результата, и приспособления в обществе.

Для начала вспомним понятие адаптация. Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка с ОВЗ социум, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Социальная адаптация рассматривается как процесс организации взаимодействия с социумом, способствующего наиболее полной реализации потенциала личности. Потенциал личности представляет собой совокупность ресурсов и уровня развития самопознания в различных условиях существования.

Такая проблема является актуальной, так как в современном обществе все чаще встречаются случаи, когда у детей в том или ином возрасте наблюдается задержка речевого развития. Такие нарушения речи могут быть вызваны не только наследственность, но и приобретением в течение жизни. Конечно, нет спору о том, что главную роль в воспитании играет семья. И каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым и стараются сделать все, чтобы оградить свое дитё от опасностей. Только родители могут научить ребенка, как вести себя в обществе, но для детей с ОВЗ существуют ещё отдельные критерии поведения, потому что, например, ребенок с нарушением речи не может говорить с нами так, как мы к этому привыкли. Часто, когда такие дети приходя в новый коллектив могут замыкаться в себе, поэтому должны быть люди, которые смогут несмотря ни на что поддержать ребенка и направить его. Таким образом, помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребёнка, создаем модель ценностно-ориентированной педагогики, создаем ситуации, в которых ребенок становится примером для других.

Более подробно о плане работы говорит Морозова Д.В.: «Одним из первых направлений по данной проблеме является выявление уровня социальной адаптации ребенка с помощью диагностики, по которой разрабатывается индивидуальный план работы. Но как быть, если ко всем трудностям с адаптацией у ребенка еще и добавляется невозможность нормального вербального общения со сверстниками, воспитателями, родителями. И здесь главное своевременно выявить отклонения в развитии у ребенка, определить тип нарушения, помочь ему и родителям понять причины возникновения того или иного заболевания. Наиболее часто встречаемы заболевания это: заикание, дизартрия, алалия, ринолалия. Необходимо правильно определить тип нарушения, разработать комплекс мер для правильной адаптации ребенка, поскольку здесь возможен только индивидуальный подход к решению проблемы.»[2, 3стр]

 Речевая деятельность является основным компонентом общения ребенка и приспособления в обществе. Она формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, поэтому речевая недостаточность способствует торможению и затруднению познавательных возможностей, и конечно в первую очередь препятствует социальной адаптации ребенка. «В большинстве случаев у таких детей процесс адаптации протекает тяжело, это выражается в проявлении невротических реакций, тревожно-фобических расстройств и т.д. Дети с различными видами речевых нарушений представляют собой группу риска по развитию тревожно-фобических состояний, поскольку окружающий мир преломляется ими через не только незрелые, но и дефицитарные сенсорные и эмоциональные структуры.»[1, 2с.]

Для быстрой адаптации необходима подготовленность самого педагога, именно поэтому прогресс не стоит на месте, происходят изменения в социальной сфере, растет интерес государства и общества к семейному воспитанию. Требуют повышения уровня профессиональной компетентности специалистов в области взаимодействия с семьями. Согласно исследованиям профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»: «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы ведут к увеличению числа детей с нарушениями, а значит и семей, взявших на себя огромную ответственность воспитания столь сложной категории детей» [3, с.30]. 

 Помимо самой адаптации ребенка, в помощи нуждается и его семья. Необходима помощь специалистов, чтобы научить родителей находить правильный подход к ребенку, а особенно к ребенку с ОВЗ. «Сопровождающиеся незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения поведения, конфликтность, аффективные вспышки приводят к возникновению у родителей перманентного чувства усталости от бесконечного сражения с неуемной энергией ребенка. Такие семьи нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической поддержке со стороны педагогов и активном вовлечении в коррекционно-образовательный процесс с целью овладениями умениями и навыками помощи своим детям, повышения их общей родительской компетентности». [4, 52с.] Такая помощь является необходимой, потому что только при правильном воспитании ребенок с ОВЗ будет иметь стремление добиваться ещё большего, и как можно скорее адаптируется в обществе.

  Таким образом, подводя итог, можно сказать что для адаптации ребенка необходима благоприятная речевая среда и своевременное выявление нарушения и также правильная коррекционная работа.  Поэтому требуется профилактика социально-психической дезадаптации. Так пишет Коробейников: «Профилактика социально-психической дезадаптации личности в детском возрасте должна основываться на раннем (в младенческом возрасте) выявлении детей группы риска; активной консультативной и коррекционной работе с их семьями (функции социальных работников в области специального образования); максимальной дифференциации содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, которое, прежде всего, должно быть ориентировано на смягчение и преодоление отклонений личностного развития. В целях профилактики социальной дезадаптации и девиантных форм поведения среди выпускников специальных школ, нередко имеющих проблемы, связанные с характером полученного образования (блокирование перспективы социального и профессионального роста), необходимо создание специальных структур в системе социально-реабилитационной службы, способных обеспечить им эффективную психологическую, социальную и правовую поддержку.»

Использованная литература

  1. Шепелева Е.Е. Учитель-логопед «Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи». 2012г. Режим доступа - https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/02/14/osobennosti-so...
  2. Морозова Д.В. Социальная адаптация детей с нарушением речи. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019г. Режим доступа - https://files.scienceforum.ru/pdf/2019/5c1a4ce1b7ede.pdf
  3.  Морова Н.С., Заболотских О.П. роль семьи в социальном воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. // социальная педагогика в россии. – 2013. – №3. – с. 30-38.
  4. Морова, Н.С., Заболотских, О.П. повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии: . Программа и учебно-методическое пособие // Н.С. Морова, О.П. Заболотских // ФГНУ «Институт социальной педагогики» рао. – м.: изд-во «Современное образование», 2013. – 184 с.
  5. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М.. 2002.