ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Михеева.М.В.
         ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2 курс
         Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола


  В последние годы растет количество детей с интеллектуальными нарушениями. Речь идет о детях, которые попадают под нижнюю границу интеллектуальной нормы. Вцелом, такие дети составляют 30 процентов от числа всех обучающихся. Как правило, изучение даже родного языка вызывает у них значительные затруднения. Английский язык они осваивают с большим трудом и с помощью взрослых.

На данный момент существует множество готовых образовательных программ по дисциплине «английский язык», однако большая часть имеет мало общего с реальным положением вещей. Дети с нарушениями интеллекта такую программу освоить не могут. Поэтому перед учителем стоит задача по адаптации  программы таким образом, чтобы она была интересна нормально-развивающимся детям, и в то же время доступна их сверстникам , испытывающим затруднения  в обучении.

В первую очередь, любой материал нуждается в обработке и переводе на язык, доступный для всех детей. Значит, нужно применять три принципа в работе:

  1. многократное повторение изученного материала из урока в урок и в рамках самого урока;
  2. контроль усваиваемости за счет постоянного опроса самых слабоуспевающих учеников и письменной проверки пройденного материала;
  3. постепенность изучения. Сначала объясняют базовые механизмы построения языка, потом происходит переход к следующим, более сложным. Например, если дети не освоят алфавит, они будут медленно учиться читать.

Что касается грамматического аспекта. В большинстве учебников, грамматические темы подаются разрозненно, не схематично и раскиданы по всему учебнику. Необходимо объяснить базовую тему, которую предлагает автор учебника, тщательно и многократно ее отработать, затем переходить к другой. Любой грамматический материал лучше усваивается в схемах, кластерах или рисунках, которые учащиеся могут использовать как образец. Они в, первую очередь, должны понимать каким правилом необходимо пользоваться и в какой ситуации. Тогда выстроится определенный алгоритм действий, и учащийся сможет справиться с любым заданием на этом уровне.

Лексический материал для таких детей дается в сжатом виде, с исключением малоупотребительных слов. Лучше, если он будет хорошо знать минимум лексических единиц, и уметь их правильно употреблять, чем будет путаться в их большом количестве. Для успевающих детей – этот объем может быть на 50 процентов больше.[2]

Самым базовым умением следует считать чтение. Это основной информационный ресурс. Пока нет положительных результатов  в данном аспекте, нецелесообразно переходить к следующему. Например, говорение, можно развивать отдельно от чтения, однако аудирование напрямую зависит от чтения. Если ребенок не знает достаточного количества лексики и не дифференцирует лексическую единицу как часть речи, он не сможет ее правильно применить. Поэтому детям с самого начала следует давать полную информацию о лексической единице и ее месте в предложении и структуре языка.

Отсутствие разговорной практики на уроках английского языка является серьезным упущением. Детям необходимо освоить несколько речевых образцов, постоянно их отрабатывать и дополнять. Можно использовать свою визитную карточку. Это поможет в плане мотивации. Если нет успехов, значит, нет желания учиться. Особенно  для детей с низким уровнем интеллекта учеба в школе является очень тяжелой работой, поэтому они особенно остро нуждаются в мотивационной подпитке. [1]

Без мотивационного аспекта в изучении языка невозможно продвижение. Мотивацию могут вызвать два фактора:

  1. ситуация успеха;
  2. интересное оформление урока. [3]

Секрет интересного и информативного урока кроется в смене видов деятельности, видов активности, в игровых технологиях, и в самой организации урока. Организация урока с использованием соревновательных моментов, чередованием групповой деятельности и индивидуальной, работа в больших командах и малых группах считается наиболее эффективной.

Важным моментом является отслеживание работы в тетрадях и выполнение домашнего задания. Необходимо понимать, что детям с нарушениями интеллекта нельзя давать длительный перерыв. Если промежуток от занятия до следующего длительный, ребенок будет забывать. Поэтому домашнее задание просто необходимо. Но оно должно посильным для ребенка, если не полностью для самостоятельного выполнения, то хотя бы для понимания содержания. При этом задействуются вспомогательные средства: интернет ресурсы, переводчики.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешность ребенка  с интеллектуальными нарушениями зависит от множества факторов: от того, насколько правильно составлена программа, будет ли она доступной, насколько учитель требовательный в отношении к ребенку и насколько качественно ученик будет работать самостоятельно, а также от того, насколько ребенок заинтересован в изучении языка. 

Список литературы:

1. Лебединская К. С. Нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический проект, 2011. 47 с.

2. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. Балашов: Николаев, 2004. 68 с.

3. Фуфурина Т.А. Пути повышения мотивации при изучении английского языка. Гуманитарный вестник, 2014, вып. 1. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/pedagog/engped/156.html