Николаева Е.В.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи» г.Волжска
Республика Марий Эл, г.Волжск
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать». И.Кант.
Одна из наиболее частых причин обращения к психологу сегодня – это трудности, испытываемые родителями в воспитании детей. Так, например, с сентября 2016 года по май 2018 г. около 64 % проведенных индивидуальных консультаций с родителями были связаны с темой поведенческих проблем ребенка и трудностей, которые родители испытывают при их воспитании.
Современная семья нуждается в помощи в вопросах воспитания и развития ребенка. К сожалению, нигде не обучают «быть родителем». Поэтому важно развивать конструктивное взаимодействие психолога образовательного учреждения с семьей. Это возможно посредством реализации психолого-педагогической программы, обеспечивающая возможность совместного участия родителей и детей, в процессе которой происходит развитие детско-родительских отношений.
В связи с тем, «важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья» [2, с.268], мы проводили исследование по изучению родительского отношения к детям в школе развития «Дошколенок» на протяжении шести лет. В эксперименте приняли участие 150 семей с детьми старшего дошкольного возраста. Мы выявили одну и ту же тенденцию, что во взаимодействии с детьми у родителей наблюдается чрезмерный контроль (85%, 83%, 81%, 79,5%, 76%, 71%), строгость (78%, 77%, 73%, 71%, 70%, 65,5%), и при этом непоследовательность действий (8,5%, 9,2%, 9,8%, 16%, 18%, 23,8%,) и отвержение ребенка родителем (13%, 14%, 18%, 20%, 25%, 34%). Серединное значение - 50% является медианой, а отклонение в стороны показывает наличие определяемого параметра в родительском отношении.
Мы выявили одну и ту же тенденцию проблем семейных и родительских отношений с детьми школы развития «Дошколенок». В связи с этим было необходимо разработать программу, которая будет способствовать нахождению эффективных путей оказания помощи родителям и детям в преодолении возникающих трудностей во взаимодействии друг с другом.
Разработка психолого-педагогической программы «Искусство быть родителем» стало актуальным и необходимым для родителей школы развития «Дошколенок».
Целью программы стало улучшение и гармонизация отношений родителей с детьми на основе психологических знаний и нового опыта, полученного в результате работы группы.
Задачи, которые мы ставили перед работой:
· создать оптимальные условия для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формировать мотивацию к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения;
· информировать родителей об особенностях развития детей, в том числе возрастных;
· расширять возможности понимания родителями своих детей,
· освоить новые навыки взаимодействия родителей с ребенком на основе сотрудничества и партнерства,
· формировать и развивать навыки рефлексии во взаимоотношениях с ребенком.
Психолого-педагогическая программа «Искусство быть родителем» – это не лекции, а создание обстановки для саморазвития личности родителей. Психолого-педагогическая программа для родителей, воплощает в себе идеи тренинга взаимодействия матерей с детьми И.М. Марковской, труды Ю.Б. Гиппенрейтер.
Для реализации целей и задач программы используются следующие формы работы:
- групповые консультации и собрания с родителями;
- тренинговые занятия с родителями и детьми;
- праздничные программы и семейные мероприятия.
Групповые консультации и родительские собрания помогают:
- определить категории проблем в семейных отношениях с детьми и осознать роль родителя и семьи в становлении ребенка как личности;
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
В процессе групповых консультаций родители прорабатывают тему занятий практически в мини-упражнениях, что способствует усвоению новых навыков во взаимодействии с детьми. На групповых консультациях сообщается информация о возможности участия в тренинговых занятиях. Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком.
Предлагаемые в программе праздничные мероприятия можно проводить каждый год. Семейные мероприятия в работе с родителями оказались самыми привлекательными, интересными, но и самыми трудным в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Подобного рода мероприятия способствуют тому, что родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Сроки реализации программы – 9 месяцев (учебный год)
Этапы реализации программы:
1. констатирующий этап (сентябрь - октябрь ) – диагностический блок исследования семейных взаимоотношений родителей с детьми;
2. формирующий этап (ноябрь - апрель) – информационный, развивающий блок, включающий групповые консультации и собрания для родителей, тренинговые занятия для родителей и совместные тренинговые занятия родителей с детьми, семейные мероприятия;
3. контрольный этап (май) – исследование родительского отношения к детям после проведенных мероприятий.
В психолого-педагогической программе «Искусство быть родителем» использованы идеи Т. Гордона, К. Роджерса, А. Адлера, Р. Дрейкуса, труды Ю.Б. Гиппенрейтер, а также опыт работы психологов Санкт-Петербурга, сотрудников Института Тренинга: Н. Ю. Хрящевой, Е. В. Сидоренко, Е. И. Лебедевой, Г. Л. Исуриной, И.М. Марковской.
Детско-родительские взаимоотношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров.
В нашей программе «Искусство быть родителем» мы выделили следующие параметры, определяющие взаимоотношения родителей с детьми: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Эмоциональная дистанция-близость», «Автономность-контроль».
В результате проведения психолого-педагогической программы у семьи формируется понимание и чувствование своей семьи как ценности, повышается значимость принадлежности к семейной системе, и принимается уникальность самого себя и друг друга. Благодаря занятиям семейная идентичность, ощущение ценности семьи и каждого из ее членов нарабатываются достаточно быстро и являются стойкими.
В работе с родителями используется как количественный, так и качественный анализ происходящей динамики в развитии семейных взаимоотношений. Выводы о происходящей динамике делается с помощью сравнительного анализа первичной и повторной диагностики родительского отношения к детям в контрольной и экспериментальной группе и анкеты обратной связи для родителей.
В программе мы использовали следующие методы:
· Эмпирические методы: опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской, [1, с. 94] опросник родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги. [ 3, с.125 ]
· Математические (статистические) методы обработки результатов: количественный анализ данных, U - критерий Манна – Уитни.
Программа работы с семьями на протяжении шести лет работы способствует улучшению показателей родительского отношения к детям.
На констатирующем этапе, в начале года большая часть родителей 80-90% родителей испытывали по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства после проведенных мероприятий средне-высокий уровень принятия-отвержения наблюдается у 80-90% родителей.
Высокий уровень эмоциональной близости на констатирующем этапе был характерен для 10-20%родителей, а теперь уже для 40-60%. Это говорит нам о том, что теперь родители стремятся к единению с ребенком, к установлению и развитию отношений партнерства и улучшению рефлексии своих взаимоотношений с ребенком. А это как раз входило в задачи работы с родителями, что позволяет нам сделать вывод, что занятия прошли успешно и видно результат.
На констатирующем этапе 70-80% родителей показали высокий уровень контроля над поведением ребенка, они навязывали ребенку почти во всем свою волю. На контрольном этапе это уже всего 20-30% родителей.
Следовательно, нужно внедрять в психолого-педагогическую практику активную форму работу с семьями, и возможно ситуация в семьях станет менее напряженной.
Темы, которые обсуждались на занятиях, родителям нравятся, и они активно принимали участие. Работа в группах и новый опыт, основанный на психологических знаниях, помогли во взаимодействии родителей с детьми. Мы смогли, выполнить главную цель нашей программы - улучшить и гармонизировать отношения родителей с детьми на основе психологических знаний и нового опыта, полученного в результате работы группы.
Наш опыт работы показывает, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо. В рамках проведения психолого-педагогической программы мы можем помочь семьям в сложном и трудном «искусстве воспитания».
Список использованных источников и литературы
1. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская — СПб.: Речь, 2005. — 150с.
2. Николаева, Е.В. Особенности родительского отношения к мальчикам и их развитие в неполной семье / Е.В. Николаева, Е.П. Чернова // Россия в глобальном мире: вызовы и перспективы. Четырнадцатые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей междисциплинарной научной конференции с международным участием: в 2ч.- Й-Ола: МарГТУ, 2011. – Ч. 1. – С. 268.
3. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта – М.: Флинта, 2005. С. 125