РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Никулина Елена Евгеньевна,

Марийский государственный университет, 2 курс

Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола

 

Каждый человек воспринимает и запоминает определенное количество информации, некоторую часть мы забываем за считанные минуты, а что-то хранится в нашей голове месяцами и годами.

Л. С. Выготский отмечал, что только люди обладают такой способностью как память, с её помощью мы накапливаем определенные  знания, у нас формируются навыки и умения. Память дает нам возможность нормально развиваться, функционировать, общаться. Благодаря памяти, человек выделяется из животного мира и достигает тех высот, на которых он сейчас находится [1].

Память это один из самых важных психических процессов человека. Благодаря памяти мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим свой прошлый опыт.

Зрительно-моторная память – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при непосредственном воздействии на глаза. Зрительно-моторная память рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Память имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.

В возрастной период от двух до трёх лет у детей идет очень активное развитие памяти: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Постепенно в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Запоминание с помощью внешних знаков существенно увеличивает эффективность этого процесса. Но дети с нарушениями зрения имеют некоторые трудности при запоминании информации. Таким детям характерно быстрое забывание усвоенного материала, неточное и неполное отображение различных образов. Например: память детей с косоглазием и амблиопией характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала.

Т. А. Карандаева отмечает: «Нарушение бинокулярного зрения осложняет формирование представлений не только о форме, величине, но и о пространственных местоположениях, об отношениях между предметами: удаленность, глубина, высота, протяженность. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер»[2].

Неудачи, с которыми сталкиваются дети с нарушениями зрения при обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, и вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, неадекватном поведении и даже агрессивности. Поэтому без специальной помощи и коррекционной работы обойтись довольно сложно.

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях ориентируется на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Благополучность решения всех этих задач зависит от тесной взаимосвязи коррекции и компенсации. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительно-двигательной памяти, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительно-двигательной памяти, зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Игра – один из ведущих видов деятельности детей. Основное содержание жизни у дошкольников составляет игра. Игра для детей дошкольного возраста – это способ изучения окружающей жизни. С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и память.

Комплексный подход в организации игровых упражнений по развитию памяти предусматривает участие всей анализаторной системы, формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из-за недостаточности зрительной информации могут создаваться неполноценные представления.

При организации работы дети осуществляют действия переноса: зрительно-осязательное, осязательно-зрительное, осязательно-осязательное. Например, ребёнку предлагается посмотреть на фигуры (игрушки), запомнить их, а затем найти такие же на ощупь в «Волшебном мешочке».

Важным моментом в развитии зрительно-моторной памяти старших дошкольников является обучение приемам запоминания. Овладение приемами запоминания зависит: от степени освоения соответствующих мыслительных операций; от содержания и характера материала; от характера обучения; от наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.

При этом все же важно опираться не только на зрение ребенка, но и на другие органы чувств – слух, обоняние, осязание (С. Л. Рубинштейн) [5]. Несмотря на то, что у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста возрастает роль зрения, практическое действенное знакомство с предметами все еще имеет значение. Активное ощупывание и различные действия ребенка с предметами обеспечивает лучшее и более полное узнавание этого предмета и сохранение правильного и ясного образа. Исследование незнакомых или мало знакомых предметов детям с нарушениями зрения необходимо начинать с непосредственно практического ощупывания предмета, постепенно переходя ко всё большей опоре на зрительное восприятие.

Дидактическая игра активизирует психические процессы, побуждает интерес к процессу познания, является ценным средством воспитания умственной активности детей. Дети в ходе игры охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают умения и способности. С помощью игры можно сделать любой познавательный материал увлекательным, вызывать у детей глубокое удовлетворение, создать радостное настроение, облегчить процесс усвоения знаний.

Несмотря на многообразные нарушения зрения у детей, следует отметить, что при правильном подборе обучающего материала зрительная и моторная память у них может развиваться в такой же степени, как и у детей с нормальным развитием. Память детей нужно всегда тренировать. Для этого можно использовать различные наглядные пособия, дидактические игры, с помощью которых будет развиваться зрительно-моторная память, они должны быть интересны детям и побуждать их к работе. Однако следует помнить, что перенапряжение ребенка плохо влияет на запоминание, поэтому нужно делать перерывы между занятиями, проводить с ними физкультминутки, зрительные гимнастики.

Список использованных источников и литературы.

  1. Выготский Л. С. Память и её развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. –161с.
  2. Карандаева Т. А. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения / Т. А. Карандаева – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2014. – 171с.
  3. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина.– М.:РАОИКП,1999. – 54с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб.:Издательство "Питер", 2000. – 712с.