РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Потапова О.С.

МБДОУ "Детский сад №19 "Василёк".

Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.

В настоящее время отмечается рост числа детей  с речевой патологией. Исследования показывают, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими речью. Восприятие и  воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения  - все это требует достаточного уровня развития речи. Кроме того, с помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления и так называемая регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия речь делает ее более обобщенной и  дифференцированной.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Многие исследователи, изучающие вопросы как раннего развития ребенка, так и развития его речи, обращают внимание на существенную роль мозга в полноценном психическом развитии ребенка. Нормальное функционирование является необходимым условием своевременного речевого развития детей. Именно в нем происходит понимание слышимых слов, формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.

На сегодняшний день учеными доказано, что развитие речи и мышления ребенка находится в тесной зависимости с развитием руки, а уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В свое время И.Кант говорил о «руке, как вышедшем наружу мозге человека».

Исследования М.М.Кольцовой [1,2] доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре полушарий мозга. Объясняя взаимосвязь развития тонких движений пальцев  и речи детей, она обращает внимание на то, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. При дальнейшем анализе анатомического строения мозга было обращено внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет больше влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Современные исследования в области физиологии и нейропсихологии также показывают, что значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

В своей работе, изучая уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, мы обратили внимание на то, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений ведущей руки. Кроме того, мы отметили, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики.

В связи со всем вышесказанным, мы считаем, что работа по развитию мелкой моторики является  необходимым условием процесса формирования речи детей дошкольного возраста, и она должна начаться задолго до поступления ребенка в шко­лу. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». [5]

Опираясь на исследования М.М.Кольцовой о том, что только систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук способны влиять на развитие речи ребенка и «являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга»[1], мы, с целью развития мелкой моторики, использовали пальчиковые игры, включая их в разнообразные виды деятельности, занятия, режимные процессы.

На начальном этапе работы детей обучали несложным статическим позам кистей рук, при этом усложняя их (каждое положение рук имело свое ролевое название).  Затем  предлагали игры, выполняемые одной рукой, но уже с включением движений (например, «Пальчики здороваются»).  По мере развития движений руки мы перешли к играм, требующим включения сразу двух рук, например, одна рука изображает домик, а другая кошку, вбегающую в этот домик.

Параллельно с применением пальчиковых игр мы учили детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Нами подобраны три комплекса упражнений самомассажа: 1. самомассаж   тыльной  стороны     кистей рук; 2. самомассаж    ладоней;    3. самомассаж пальцев рук.

Сначала дети выполняли движения молча, по показу, затем, по мере освоения приемов и улучшения звукопроизношения,  мы стали стимулировать проговаривание вместе со взрослым доступных детям слов, как правило, тех, что завершают стихо­творную строку.

Еще одним направлением работы стали нетрадиционные способы развития тонкой моторики. Подбирая их для работы с детьми, мы опирались на разработки В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, И.С.Лопухиной и исходили из того, что любые задания, в которых пальцы рук находятся в движении, способствуют развитию мелкой моторики, а это, в свою очередь, дает толчок речевому развитию [ 3, 4]. Перечислим некоторые из вариантов заданий.

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камеш­ки, мелкие бусинки, шарики.

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бу­синки на нитку.

- Наматывать   тонкую   проволоку   в   цветной обмотке на катушку,  на собственный палец (получается  колечко или спираль).

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шну­ре.

- Застегивать пуговицы,  крючки,  молнии,  за­мочки, закручивать крышки, заводить меха­нические игрушки ключиками.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

-  Резать  ножницами.

Рекомендуемые игры и задания систематизированы нами следующим образом:

  1. Игры с мячом.
  2. Игры с кубиками.
  3. Игры со скакалкой (веревкой).
  4. Игры с мелкими предметами.
  5. Игры с шариками.
  6. Задания с пластилином.
  7. Игры с кольцами.
  8. Игры со шнурками
  9. Игры с пуговицами.

Вся группа игр, оказывая влияние на развитие мелкой моторики, помогала решить задачу развития речи, одновременно развивая внимание детей, зрительную память, ори­ентировку в пространстве, мышление и стимулируя воображение дошкольников.

         Таким образом, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. В свою очередь формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук играет роль стимула развития центральной нерв­ной системы, всех психических процессов, и в частности речи.

 

Литература:

  1. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 147 с.
  2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973. – 160 с.
  3. Коноваленко, В.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 16 с.
  4. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение/ И.С.Лопухина. – СПб.: Дельта, 2001. – 128 с.
  5. Павлов, И.П. Некоторые проблемы в физиологии больших полушарий. Полное собрание сочинений; Т.3, Кн.2/ И.П.Павлов. – М.: Изд-во АН  СССР, 1951. – 320 с.