СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ У СТУДЕНТОВ С АЛКОГОЛЬНОЙ СОЗАВИСИМОСТЬЮ

Сильченко И.В.

УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины»,

Республика Беларусь, г. Гомель

 

С ростом масштабов алкогольной зависимости все более актуальной становится проблема сохранение психологического здоровья молодых людей из алкоголизированных семей. Интерес к исследованию феномена созависимости вызван тем фактом, что зависимость одного члена семьи неизбежно оказывает влияние на самочувствие других: у всех членов семьи происходят системные нарушения здоровья в эмоциональной, поведенческой и социальной сфере, и все они нуждаются в квалифицированной психологической помощи в преодолении созависимых моделей поведения.

Единодушия в определении созависимости у исследователей нет. На основе анализа встречающихся в литературе дефиниций этого состояния В.Д.  Москаленко определяет созависимого, как человека, полностью поглощенного тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботящегося об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. И в качестве основной характеристики созависимых, на которой базируются все остальные, выделяет низкую самооценку [1, с. 366]. Стоянова И. Я., Мазурова Л. В.  и Бохан Н. А. рассматривают созависимость как состояние, определяющее нарушения психического здоровья и личностного развития, сформированное у представителей семьи, где проживает зависимый от алкоголя, в результате длительной подверженности стрессу и сконцентрированности на его поведении и проблемах [2].  Специалисты отмечают, что все созависимые люди обладают похожими внутрипсихическими симптомами, такими, как контроль, давление, навязчивые состояния и мысли, низкая самооценка, ненависть к себе, чувство вины, подавляемый гнев, неконтролируемая агрессия, навязчивая помощь, сосредоточенность на других, игнорирование своих потребностей, проблемы общения, замкнутость, плаксивость, апатия, проблемы в интимной жизни, депрессивное поведение, суицидальные мысли, психосоматические нарушения [3, с. 7].  Именно эти последствия выделяют созависимость как серьезную психологическую, медицинскую и социальную проблему.

В последнее время внимание ученых все больше привлекает вопрос психологической помощи в преодолении созависимых моделей поведения, ведется поиск новых методологических подходов, эффективных средств коррекции созависимого состояния личности, разрабатываются модели помощи созависимым,  (В.Д. Москаленко, 2004; Е.М. Раклова, 2006; В.С. Делеви, 2006; Л.В Мазурова, 2009; Н.М. Манухина, 2009; Е.Н. Вариошкина, 2015).

В ряде работ развивается подход к преодолению созависимости с точки зрения теории стресса и копинга (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, 2000; В.С. Делеви, 2006; И.Я. Стоянова, Л.В. Мазурова, Н.А. Бохан, 2011).  Созависимость определяется как болезненное состояние психики человека, состояние хронического стресса, обусловленное неконструктивными стратегиями совладания. Следовательно, формирование навыков стресспреодолевающего поведения у лиц с проблемами созависимости будет способствовать успешности жизнедеятельности и сохранению психического здоровья у лиц с проблемами созависимости [4, с. 115]. Примечательно, что большинство исследований проведено на материале созависимости женщин, мужья которых имеют алкогольные проблемы, и реже встречаются работы, касающиеся помощи юношам и девушкам с алкогольной созависимостью.

В проведенном нами исследовании копинг-стратегий студентов с проблемами созависимости приняли участие 119 молодых людей в возрасте от 18 до 21 года. Степень выраженности созависимости определялась с помощью шкалы созависимости Д. Фишер в адаптации В.Д. Москаленко. Диагностика копинг - стратегий осуществлялась с помощью методики копинг–механизмов Э. Хейма, адаптированной Л. И. Вассерманом. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. Для статистического сравнения групп использовался угловой критерий Фишера.

В ходе исследования было установлено, что у 55% респондентов наблюдается умеренно выраженная созависимость, у 10% – сильно выраженная.  У 73 % созависимых студентов выявлена неадекватно заниженная самооценка.

Анализ копинг-поведения в группе созависимых показал, что адаптивные когнитивные копинг-стратегии использует только 9 % испытуемых, эмоциональные – 16% и поведенческие – 9,5 % испытуемых.  Неадаптивные копинг-стратегии в когнитивной сфере используют 56%, в эмоциональной сфере –71% и в поведенческой – 62,5 % студентов.   Таким образом, у созависимых юношей и девушек преобладают неадаптивные копинг-стратегии в когнитивной (φ*=4,76, p≤0.01), эмоциональной (φ*=6,68, p≤0.01) и поведенческой (φ*=5,876, p≤0.01) сферах.

В группе нормы 53% студентов предпочитают адаптивные и 41% относительно адаптивные когнитивные, 94% – эмоциональные, 75% – поведенческие копинг-стратегии. Неадаптивные копинг-стратегии в когнитивной сфере предпочитают 6%, в эмоциональной сфере – 3% и в поведенческой – также 3% студентов. Следовательно, студенты этой группы чаще используют адаптивные копинг-стратегии в когнитивной (φ*=4,04, p≤0.01), эмоциональной (φ*=7,04, p≤0.01) и поведенческой (φ*=5,88, p≤0.01) сферах.

При сравнении копинг-стратегий в двух группах испытуемых выявлены достоверные различия во всех сферах (φ*=4,37, p≤0.01). Причем, созависимые отдают предпочтение неадаптивным когнитивным стратегиям «смирение» и «игнорирование», эмоциональной – «подавление эмоций» и поведенческой – «отступление». Студенты второй группы среди когнитивных стратегий чаще используют «проблемный анализ», «придачу смысла», среди эмоциональных– «оптимизм», среди поведенческих – «обращение». 

На основе полученных результатов была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на обучение конструктивным стратегиям копинг-поведения, а также развитию личностно-средовых копинг-ресурсов, способствующих позитивному принятию себя молодыми людьми и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. 

После завершения программы была проведена повторная диагностика копинг-стратегий у юношей и девушек с алкогольной созависимостью, которая доказала ее результативность. По данным сравнительного анализа снизился уровень созависимости у 12% участников коррекционно-развивающей программы. Уменьшилось количество созависимых студентов, использующих неадаптивные когнитивные копинг-стратегии (φ*=2,052, p≤0.01), эмоциональные копинг-стратегии (φ*=2,79, p≤0.01) и поведенческие копинг-стратегии (φ*=2,76, p≤0.01). Студенты чаще стали использовать адаптивные когнитивные копинг-стратегии (φ*=2,523, p≤0.01), эмоциональные копинг-стратегии (φ*=3,348, p≤0.01) и поведенческие копинг-стратегии (φ*=3,615, p≤0.01). Не выявлено статистически значимых различий в использовании относительно адаптивных копинг-стратегий во всех сферах (φ*=0,417, p≤0.01).

Дальнейшая психологическая работа будет направлена на совершенствование   программы, в частности, блока личностно-средовых копинг-ресурсов, способствующих развитию эффективных копинг-стратегий, а также, разработку приемов совершенствования естественных социальных сетей, их коррекцию и создание искусственных сетей социальной поддержки, которые, как показывают исследования Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского, являются факторами резистентности к стрессу [5]. 

 

Список использованных источников

1 Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления /Лекции по наркологии /Под ред. Иванца Н. Н. – М: Нолидж, 2000. С. 365–406.

2  Стоянова, И.Я. Психология созависимости: поиски новых направлений психологической помощи / И.Я. Стоянова, Л.В. Мазурова, Н.А. Бохан [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 11.02.2019).

3 Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / О.А. Шорохова. – СПб.: Речь, 2002.– 136 с.

4 Делеви, В.С. Экзистенциальные аспекты формирования копинг-стратегий в процессе терапии зависимости от психоактивных веществ / В.С. Делеви // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». – 2008.– №2  C. 115–119.

5 Сирота, Н.А. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 12.02.2019).