КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА

С. А. Станибула

ГГУ им. Франциска Скорины, г. Гомель

В научный оборот термин «копинг» (от англ. coping – совладание, преодоление) был введен L. Murphy и означал определенную попытку создать новую ситуацию будь она угрожающей и опасной или радостной и благоприятной [1]. Ряд авторов рассматривает феномен «совладающего поведения» как тенденциозный динамический процесс психики по устранению проблем с целью оптимизации эмоционального состояния. В частности в таком контексте рассматривал «совладающее поведение» R.S. Lazarus определяя его как процесс решения проблем, предпринимаемый индивидом для оптимизации своего психологического состояния и адаптации к окружающей среде [2].

Такие авторы как H. Weber. [3] D. Maxwell [4], R. F. Mollica, B. Cardozo [5] понимали «копинг» как широкий комплекс взаимосвязанных навыков необходимый для качественного управления обстоятельствами любой степени сложности.

В работах отечественных ученых «копинг» рассматривается в концепции стресса. Т.Л. Крюкова [6] Е.П. Белинская [7] рассматривали копинг как способ, который позволяет индивиду, справится со стрессом или трудной жизненной ситуацией.

Исследователи отмечают взаимосвязь копинг-стратегий с индивидуально-психологическими особенностями личности. П. Л. Хьюитт, Г. Л. Флетт, П. Т. Коста, М. Р. Сомерфелд, Р. Р. Маккраэ и другие отмечали влияние таких личностных черт как оптимизм, негативная аффективность, враждебность, нейротизм, локус контроля. В частности была выявлено, что люди с высоким уровнем нейротизма используют дезадаптивный стиль совладания со стрессом [8,9].

Проблема одиночества достаточно освещена в исследованиях отечественных и зарубежных авторов и основные научные изыскания отраженны в следующих научных направлениях: в психоанализе (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон), в экзистенциализме (М.Хайдеггер и др.) когнитивизме (Л. Э. Пепло, Beck и др) и в др. Л. Э. Пепло под одиночеством понимала определенный дефицит взаимоотношений приносящих дискомфорт в жизнь человека (Пепло,1989). Одиночество может вызывать страдания, стресс, депрессию и, несомненно, требует определенного совладания позволяющего личности справится через специфические стратегии действия (Крюкова, 2010).

Проблема совладания с одиночеством в современных социокультурных реалиях достаточно актуальна и многогранна охватывающая широкий спектр процессов и состояний. В настоящее время данная проблема остается недостаточно изученной в работах современных авторов.

В нашей работе мы рассмотрим основные копинг-стратегии позволяющие личности справится с переживанием одиночества с различной степенью ее выраженности.

Анализ результатов исследования уровня субъективного одиночества показал, что у большинства студентов средний уровень переживания одиночества так же существенный показатель по низкому уровню переживания. Результаты представлены ниже (табл. 1). 

Таблица 1 – показатели уровня субъективного одиночества по методике «Уровень ощущения субъективного одиночества» (Д. Рассел, М. Фергюсон, 2002)

Уровень субъективного ощущения одиночества

Наличие в исследуемой группе,%

Низкий уровень

38,21% (47)

Средний уровень

54,47% (67)

Высокий уровень

7,32 % (9)

 

Анализ результатов исследования индивидуальных копинг-стратегий показал,  что студенты, переживая высокий уровень субъективного одиночество прибегают к такой стратегии совладания как  бегство-избегание (при этом, данная характеристика превышает нормативное значении по данной шкале). Превышения данного показателя по нашему мнению может свидетельствовать об определенном инфантильном поведении вследствие переживания одиночества. Следующей достаточно часто выбираемой копинг-стратегией является положительная переоценка, для которой характерно определенное философское осмысление проблематики. По нашему мнению это говорит о том, что одиночество достаточно сложный социокультурный феномен требующих достаточно глубокого переживания. Также часто выбираемой  копинг-стратегией  является самоконтроль, людям использующим данные копинг-стратегии свойственны такие паттерны поведения как сверхконтроль чувств, действий в ситуациях в которых они чувствуют себя одинокими. Менее используемой стратегией является принятие ответственности, респонденты не признают своей роли в возникновении проблемы, которая приводит к интенсивному переживанию одиночества и не принимают ответственности за ее решение. Другие представленные копинг-стратегии по данной категории в исследовании выражены в норме средних значений.

Респонденты со средним уровнем переживания одиночества в качестве ведущих используют так же бегство-избегание (данная характеристика выражена в норме средних значений). Далее респонденты акцентировали такую копинг-стратегию как самоконтроль, что говорит о стремлении к самообладанию и сдерживанию переживания. Следующей достаточно часто выбираемой копинг-стратегией у респондентов со средним уровнем переживания одиночества является положительная переоценка. Менее используемой респондентами копинг-стратегией является принятие ответственности. Другие представленные копинг-стратегии по данной категории в исследовании выражены в норме средних значений.

Респонденты с низким уровнем переживания одиночества в качестве ведущих копинг-стратегий используют планирование решения проблемы (данная характеристика выражена в норме средних значений). Данная типология совладающего поведения предполагает актуализацию имеющихся ресурсов и планирование действий. Следующей достаточно часто выбираемой копинг-стратегией у респондентов со средним уровнем переживания одиночества является положительная переоценка  и самоконтроль. Менее используемой респондентами копинг-стратегией является, принятие ответственности. Другие представленные копинг-стратегии по данной категории в исследовании выражены в норме средних значений.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что субъективное чувство одиночества имеет положительную связь с копинг-стратегией бегство-избегание (r = 0,40  при  p <0,01). Эти результаты говорят о том, что чем выше чувство одиночества, тем больше студентам свойственно целенаправленное избегание проблемы приводящей к одиночеству. Так же субъективное чувство одиночества имеет положительную связь с копинг-стратегией самоконтроль (r = 0,34 при p <0,03). Это говорит о том, что чем выше чувство одиночества, тем больше для студентов характерно сдерживание переживаний и минимизациях эмоционального фона на восприятие той или иной ситуации.

Проведенное исследование, посвященное изучению особенностей копинг-стратегий у студентов с различной выраженностью чувства одиночества, позволило сделать следующие выводы:

1.Чувство субьективного переживания одиночества это сложный психологический феномен. Проблема совладания с одиночеством требует более детального научно-методологического изучения, а именно актуализации ресурсной сферы позволяющей преодолеть одиночество.

2. Чувство одиночества имеет положительную связь с копинг-стратегией  бегство-избегание и самоконтроль. Эти результаты говорят о том, что чем выше чувство одиночества, тем больше респондентам свойственно целенаправленное избегание проблемы приводящей к одиночеству, а так же существенное  сдерживание переживаний и минимизация эмоционального фона восприятия той или иной ситуации.

3.Менее используемой респондентами, независимо от чувства переживания одиночества,  копинг-стратегией является, принятие ответственности. Эти результаты свидетельствую о том для данного возрастного периода характерны данная специфика совладающего поведения.

 

Список использованных источников

1 Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood – coping and adaptation / L. Murphy. – N.Y., 1974 – P.  343.

2. Lazarus, R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – New York: McGraw, 1966. – P. 258 .

3. Weber. H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur Klinische Psychologic. – 1992. – Bd. 21. – H. 1. – P.  17–27.

4. Maxwell D. The Coping Strategies Index: Field Methods Manual / D. Maxwell, R. Caldwell //. – 2d Ed. – 2008. – P. 187.

5. Mental Health in Complex Emergencies / R. F. Mollica, B. Cardozo [et al.] // The Lancet. – 2004. – Vol. 364. – P. 2058-2067.

6. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л.Крюкова //  Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. –232с.

7. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.10.2015).

8. Endler N. S.,  Parker J. D. A.Multidimensional Assessment of Coping: A Critical Evaluation // J. of Personality and Social Psychology. – 1990. – Vol. 58. No. 5. – P. 844 – 854.