АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Сударкина Е.С.
         ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 1 курс
         Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола


        В современном мире в клинической и специальной психологии используются различные методы терапии, в основном зависят они от того, с какой проблемой пришел клиент. Наиболее же мягкой из всех сейчас существующих методов считается метод арт-терапии, который все чаще используется в работе психологами и педагогами. Арт-терапия представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного мастерства, действует ненавязчиво и само по себе подобно занятию хобби, это еще раз подтверждает, что она универсальна и может выполнять различные задачи. Особенно уделяется внимание арт-терапии в случаях решения проблем социальной и психологической адаптации лиц с особыми возможностями здоровья, кроме того она используется взрослыми и детьми как форма творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.
        Арт-терапия позволяет получить положительные результаты в лечении не только психологических, но и физических недугов. Творчество в большей степени помогает организму справиться с болезнями и восстановиться после полученных травм. Кроме этого арт-терапия имеет еще ряд преимуществ таких, как: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями; поиск новых форм взаимодействия с миром; подтверждение своей неповторимости; повышение адаптивности в мире, который постоянно меняется; раскрытие творческого потенциала, таланта и способностей человека; установление доверительных отношений между клиентом и специалистом; контроль над эмоциями; ускорение выздоровления при многих заболеваниях; успокоение нервной системы; гармония с внутренним миром; снятие напряжения и раздражительности; повышение настроения; улучшение работы головного мозга; развитие фантазии и творческого мышления [1,с. 26-27].
        Арт-терапия является относительно молодой и стремительно развивается, при этом у нее появляется множество видов и подвидов, которые помогают избавиться от психологических проблем. Сначала арт-терапия рассматривалась как рисование, то есть как лечение изобразительным искусством, но позже появились и другие виды творчества, например, такие как пение, танцы, лепка, актерская игра и многие другие, которые помогали человеку расслабиться и познать свое внутреннее «Я». В современном мире наиболее распространены такие виды арт-терапии, как музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, сказкотерапия, глинотерапия и т.д. Арт-терапия, основанная на воздействии искусства, многообразна в направлениях так же, как многообразны виды искусства. Каждый вид арт-терапии позволяет клиенту по-разному выплеснуть свои переживания в виде арт-объекта, по которому становится видна причина психологических проблем. При этом само создание объекта искусства позволяет разрядить накопленную отрицательную в человеке энергию.
        Арт-терапия активно используется как метод лечения психологических и дефектологических проблем, в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе рисования, лепки или работы с песком у ребенка с ОВЗ развиваются не только творческие способности, воображение, эстетическое чувство, но и речь, и мелкая моторика [2]. Изотерапия, например, очень эффективна для развития детей с задержкой умственного развития, цветотерапия отлично влияет на головной мозг и нормализует мышечный тонус, стимулирует познавательную деятельность, а терапия песком помогает пережить различные стрессы, проявить свой внутренний мир и научить концентрироваться. Куклотерапия как вид арт-терапии так же используется в психокоррекции, кукла предстает промежуточным объектом между ребенком и взрослым, она помогает улучшить социальную адаптацию, разрешить конфликты в условиях творческой деятельности и снять психическое напряжение. Арт-терапия является отличным средством для невербального общения, что делает ее ценной для работы с детьми, которые не очень хорошо владеют речью или затруднены в описании словами собственных переживаний [3].
        Таким образом, арт-терапия работает напрямую с подсознанием и поэтому позволяет добраться до скрытых от глаз характеристик человека. Кроме того, она развивает креативность, образное мышление, позволяет человеку получить удовольствие от процесса творчества. Творчество помогает накопить положительный жизненный опыт, обрести уверенность в своих силах, научиться выражать себя. Так же арт-терапия используется в развитии ребенка с ОВЗ при помощи его внутренних ресурсов.
 

Список литературы:

1.     Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.

2.     В. Сулима «Арт-терапия как метод специальной психологической коррекции», [Электронный ресурс]. - Режим  доступа:  URL:  https://www.b17.ru/article/59179/ (дата обращения 21.02.19)

Бестужева О. «Арт-терапия как метод коррекции эмоциональных состояний. Виды арт-терапии», [Электронный ресурс]. - Режим  доступа:  URL:  https://bestlavka.ru/art-terapiya-kak-metod-korrekcii-ehmocionalnyh-sostoyanij/ (дата обращения 21.02.19)