РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Ушанок М.А.

 УО «ГГУ имени Ф. Скорины», 5 курс

Республика Беларусь, Гомель

На сегодняшний день психологическое здоровье принадлежит к числу наиболее серьёзных проблем, стоящих перед человечеством, так как в тот или иной период жизни такие проблемы возникают у каждого четвёртого человека.

В Европейском регионе показатели распространённости нарушений психологического здоровья очень высокие. По данным ВОЗ за последние годы из 870 млн человек, проживающих в Европейском регионе, около 100 млн испытывают состояние тревоги и депрессии; свыше 21 млн страдают от расстройств, связанных с употреблением алкоголя; свыше 7 млн – болезнью Альцгеймера и другими видами деменции; около 4 млн – шизофренией; 4 млн – биполярными аффективными расстройствами и 4 млн – паническими расстройствами [1].

Психологическое здоровье детей зависит от многих факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических. По мнению Л.И. Божович, А.А. Бодалёва, В.С. Мухиной, Т.А. Репина и других, ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, которые непосредственно влияют на психологическое здоровье.

Психологическое здоровье, по мнению В.Э. Пахальян, нужно рассматривать как динамическое состояние внутреннего благополучия, позволяющее человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе [2].

 Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста остается чрезвычайно важным, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Только (или почти только) семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная.

Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме, в доме, где вас любят. Конечно же, благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и, одновременно, стимулирует и направляет его развитие. [3]

Разных авторов объединяет взгляд на семью как объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Разнообразие подходов к определению понятия «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы.

Адекватность родительской позиции определяется, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире. В дисгармоничных семьях, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышено устойчивыми, неизменчивыми и не прогностичными. Детей из таких семей относят к группам риска.

Одним из факторов, влияющих на появление эмоциональное благополучие младших школьников, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан, являются родительские отношения [4].

Классификация типов родительских отношений весьма разнообразна.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц утверждают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей [5].

В исследованиях А. Т. Шмелева, Т. М. Афанасьева и других, внимание уделялось изучению степени свободы ребенка в семье, или тому, как родители регулируют его поведение. Ими были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность [6]. Именно по отношению родителей к младшему школьнику предположить, каким он станет в будущем. 

Фомина Л.К. в своем исследовании указывает, что П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на психологическое здоровье младшего школьника:

1. Родители не обращают внимания на детей, обижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4. Родители постоянно не довольны ребенком, критикуют и порицают его. Ребенок растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны [7].

По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, “родительские отношения” – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений, которые, на наш взгляд, являются наиболее актуальными:

1. “Принятие – отвержение”. Принятие: родителю ребенок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2. “Кооперация” – родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3. “Симбиоз” – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4. “Контроль” – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5. “Отношение к неудачам ребенка” – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. 

Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации родительских отношений. Их анализ показал, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер; в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей.

На формирование психологического здоровья младшего школьника влияют родительские отношения: тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и являются одним из факторов формирования психологического здоровья младшего школьника

Список использованных источников

  1. Психические расстройства: доклад о состоянии здравоохранения в мире // WHOGIS.COM. – 2018. – 28 апр. – URL: http://www.whogis.com/mediacentre/factsheets/fs396/ru/ (дата обращения: 12.11.2018).
  2. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В.Э. Пахальян // Прикладная психология.  – 2002. – № 6. – С. 23 – 31.
  3. Войнов, В.Б. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов / Б.В.Войнов, А.Ф.Сысоева, И.Ю.Варвулева // Физиология развития человека: материалы международной конференции. – Москва, 23 июня 2010 г. – М., 2010. — С.125 –140.
  4. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707. — URL https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 10.12.2018).
  5. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. // Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников: учеб.пособие / А.Я. Варга. – М.: Просвещение, 2000. — С. 180-186.
  6.  Ковалев С.В. Характеристика родительских отношений. // Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 2001. М – С. 200 – 208.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студ. Вузо / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2000. – С. 345- 351.