ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Фомина Алина Александровна

Г. Гомель

 

В статье представлены теоретические аспекты изучения привязанности в аспекте построения межличностных отношений в ранней молодости.

Ключевые слова: привязанность, межличностные отношения.

В последнее время интерес к исследованию привязанности заметно возрос, что связано с усиливающимся в социальных науках вниманием к проблемам человеческих взаимоотношений. На сегодняшний день определенные аспекты темы изучены не в полной мере.

Обзор литературы.

Хотя понятие привязанности в разных концепциях трактуется несколько по-разному, тем не менее общим для всех интерпретаций признается формирование тесной, индивидуально направленной эмоциональной связи младенца с матерью. Так, например, в работах М.И. Лисиной (1986) понятие привязанности фигурирует при описании формирования взаимоотношений ребенка с матерью и рассматривается как один из важнейших продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым.

 Дж. Боулби (2003) интерпретировал механизмы привязанности, опираясь на общую теорию систем. Системный подход позволил ему представить привязанность как комплекс поведенческих и эмоциональных реакций, основанных на сложной системе внутренней регуляции. В своей первооснове данная регуляторная система ориентирована на поиск маленьким ребенком защитной близости, контакта с матерью: система привязанности резко активизируется в ситуациях опасности, тревоги или любого дискомфорта (боли, холода и т.д.), а контакт с матерью снимает тревогу и дает чувство защищенности, значение которого нельзя переоценить, поскольку только будучи внутренне свободным от переживания опасности, тревоги или боли, ребенок способен переключать свое внимание на окружающий мир и решать задачи по его познанию и освоению.

 В работах Дж. Боулби (2003) и его последователей показано, что привязанность — это сложная система, в состав которой входят:

1) когнитивные компоненты в виде опознавательных признаков, образов и представлений, связанных с матерью (или постоянно замещающим ее близким лицом);

2) эмоциональные реакции, адресованные матери и сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка, а также об их удовлетворении;

3) собственно поведенческие реакции — плач, улыбка, приближение, следование, цепляние и др. [1].

Привязанность влияет на психическое здоровье и психологическое благополучие, эмоциональную регуляцию и устойчивость к психотравмирующим воздействиям, личностную автономию, лидерские качества и просоциальные установки, толерантность в общении и многое другое [2].

Молодость - это важный этап жизни человека, который называют этапом человеческой близости. Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи [3]. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих вступлению в брак и рождению первого ребенка. Не случайно молодость считают возрастом, сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей и т. п. Основной задачей личности в данный период является разрешение фундаментального противоречия между близостью и изоляцией. Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком. Потребность в близких отношениях с другими людьми и способность выстраивать такие отношения является одним из показателей психологического здоровья зрелой личности [4].

Привязанность, сформированная непосредственно при взаимодействии с матерью влияет на опыт построение отношений в будущем, особенности преодоления кризисных ситуаций, специфик психических процессов и т. д. [5].

М.Эйнсворт выделила три основных типа привязанности: надежный (безопасный), тревожно-амбивалентный и избегающий [6].

Люди с надежной (безопасной) привязанностью склонны к положительным представлениям о себе и партнере, в том числе и об их отношениях. Часто они удовлетворены отношениями в большей степени, чем люди с другими стилями привязанности. Они ощущают себя комфортно как   в близости с другим, так и в независимости [7].

Формирование тревожно-амбивалентного и избегающего типа привязанности к матери приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии индивида и к его неэффективной адаптации в социуме [8-9]. Люди с тревожно-амбивалентным типом привязанности ищут высокого уровня близости, одобрения, отзывчивости от партнера. Они склонны переживать по поводу того, что партнер не любит их и может разорвать отношения с ними.

Люди с избегающей привязанностью требуют большей независимости, видят себя самодостаточными и неуязвимыми, склонны подавлять и скрывать свои чувства. Некоторые из них могут воспринимать близкие отношения как не имеющие для них большого значения [7].

Здоровая привязанность взрослых лиц подразумевает длительные, гармоничные межличностные отношения, при которых партнеры поддерживают друг друга, помогают друг другу, зависят друг от друга, обеспечивая при этом друг другу определенную степень свободы [10]. Если человек в период ранней взрослости не способен установить глубокие личные связи, то, чувствуя барьер между собой и другими, будет переживать изоляцию [4].

Близкие отношения, отношения привязанности, в которых удовлетворяются значимые потребности личности в любви, принятии и чувстве безопасности, возможны лишь при достижении идентичности, когда не возникает риск потерять себя при единении с другим. Возможность удовлетворения указанных потребностей индивида в конкретных романтических или любовных отношениях зависит от стиля привязанности каждого участника этих взаимоотношений. При этом под стилем привязанности понимается устойчивый паттерн ожиданий, эмоций и поведения, связанного с отношениями [11].

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в зависимости от типа привязанности формируются различные межличностные отношения.

Список цитируемой литературы.

1. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психо- логия, — 2009. — №4

2.  Станибула, С.А. Коррекция нарушений привязанности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Профес- сиональное образование. — 2017. —  № 3 (29). — С. 29-33.

3. Толстых, А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. — СПБ.: Алетейя, — 2000. —288 с.

4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. —  М. : Флинта, 2006. — 342 с.

5. Станибула, С.А. Роль нарушения привязанности в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / С.А. Станибула // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. —  2017. —  №5. —  С. 76—80.

6. Ainsworth, M.D. Patterns of attachment: Apsychological study of the Strange Situation / M.D. Ainsworth, M.C. Blehar, E. Waters, S. Wall. — NJ: Erbaum, — 1978.—399 p.

7. Fraley, R.C. Adult Romantic Attachment: Theoretical Development, Emerging Controversies, and Unanswered Questions / R.C. Fraley, R.P. Shaver // Review of General Psychology. — 2000. — Vol. 4. — № 2. — P. 154.

8. Калыкова, Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к пси-хической травме / Е.С. Калыкова, М.А. Падун // Журнал практического психо-лога и психоанализа. — 2002. — №1.

9. Ragozinskaya, V.G. Alexithyma and attachment quality in the context of psychosomatic disorders // Психоневрология в современном мире: Материалы Юбилейной научной сессии. — СПб.: Человек и здоровье, — 2007. — С.47.

10. Дмитриева, Н. Психология привязанности и интимности // Актуальные проблемы психологии личности: сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции. Часть I. — Новосибирск: СибАК, — 2010. — С. 35—42.

11. Hazan, C. Romantic love conceptualized as an attachment process / C. Ha- zan, P. Shaver // J. Pers. Soc. Psychol. — 1987. —  Vol. 52. — P.511—524.