ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Хафизова Т.М., магистрант, 1 курс, ППФ

Борисова Е.Ю., канд. психол. н., доцент

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Совсем недавно дети с особыми образовательными потребностями обучались в коррекционных школах и интернатах. С 90-х годов в России практикуется инклюзивное образование с опорой на опыт стран Европы и Америки.

Базовым законом, в соответствии с которым осуществляется образование в нашей стране, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В законе закрепляется понятие инклюзивного образования (п.27 ст. 2), которое трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].

Внедрение инклюзивного образования в нашей стране требует серьёзных усилий по подготовке школьных учителей, администрации и других участников образовательного процесса к принятию идеи инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательные школы.

Поступление ребёнка с РАС в школу кардинально меняет его образ жизни, который был привычен для дошкольника. У детей формируется новый вид деятельности – учебная деятельность. Ребёнок с РАС приспосабливается к новым условиям существования, к новому виду деятельности, к новым контактам и нагрузкам, то есть ребёнок адаптируется к школе.

От благополучности протекания периода адаптации ребёнка в школе зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность его пребывания в учебном заведении, его здоровье, отношение к школе и учению [3].

Экспериментальное исследование особенностей адаптации к обучению первоклассников с РАС проводилось на базе МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы» в ресурсном классе. Данный класс организован в рамках проекта «А у нас ресурсный класс!» реализованного при финансовой поддержке Фонда грантов Президента РФ региональной общественной организацией по защите прав и законных интересов детей-инвалидов Республики Марий Эл «Особая семья». В исследовании принимали участие четыре ученика с РАС, обучающихся, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, по АООП НОО для детей с РАС и учётом возможностей психофизического развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью (вариант 8.4).

Для исследования уровня социально-психологической адаптации детей с РАС в гимназии, была проведена экспертная оценка успешности данного процесса учителем ресурсного класса (по схеме социально-психологической адаптации в школе Э. М. Александровской) и родителями (по схеме изучения социально-психологической адаптации ребёнка к школе В. И. Чиркова, О. Л. Соколовой, О. В. Сорокиной) [2; 4].

Ниже представлены полученные данные на основе экспертной оценки учителем ресурсного класса. Итоговые баллы показаны в таблице 1.

 

Рисунок 1 – Экспертная оценка учителя ресурсного класса

Таблица 1

Итоговые баллы экспертной оценки учителя

Ученик с РАС

Итоговый балл

1

4

2

8

3

13

4

8

По экспертной оценке учителя ресурсного класса об уровне социально-психологической адаптации учащихся в школе выявлено, что все дети, принимающие участие в исследовании, находятся на низком уровне адаптации, в зоне дезадаптации.

Родители оценили уровень адаптации детей к обучению несколько более позитивно (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Экспертная оценка родителей

Таблица 2

Итоговые баллы экспертной оценки родителей

Ученик с РАС

Итоговый балл

1

15

2

8

3

8

4

12

Экспертная оценка родителями о социально-психологической адаптации ребёнка к школе показала, что двое учеников с РАС находятся на низком уровне, в зоне дезадаптации, и двое других учеников с РАС находятся на среднем уровне в зоне неполной адаптации.

Вышеописанные данные отражают, что первоклассникам с РАС, имеющим интеллектуальную недостаточность, трудно включаться в учебную деятельность без специально организованной помощи в адаптации.

Хотелось бы отметить, что к задачам социально-психологической адаптации детей с РАС относится: организация воспитательно-информационных мероприятий для учащихся с нормативным развитием; оказание индивидуальной помощи каждому ребёнку с РАС; психолого-педагогическое просвещение родителей; координирование действий всех специалистов, работающих с особыми детьми в гимназии.

С целью создания условий для формирования толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в гимназии были проведены уроки доброты в первых классах, в которые зачислены дети с РАС. Для учащихся первых классов были показаны мультфильмы об особенных детях, велись обсуждения о том, чем могут отличаться люди, почему мы все разные, и кто такой «особенный человек». В конце мероприятия ребятам было дано задание, разделиться на группы, собрать паззлы и придумать по картинке мини-историю. Данное мероприятие способствовало привитию толерантного отношения к своим нынешним одноклассникам с РАС.

Важным аспектом является создание условий для социально-психологической адаптации обучающихся с РАС, а именно создание благоприятного климата в ресурсном классе, реализация коррекционно-развивающих занятий и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся.

Выявленные в рамках экспериментального исследования трудности адаптации обучающихся с РАС, определяют необходимость целенаправленной работы, направленной на преодоление негативных тенденций, в том числе, значимость разработки программ и технологий, способствующих социально-психологической адаптации ребёнка с РАС в условиях общеобразовательной школы.

Список литературы:

1.                Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 N 273 – ФЗ (ред. От 25.12.2018) [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.] // КонсультантПлюс: информационно-правовой сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свобод. – Загл. с экрана.

2.                Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э. М. Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 2008. – 153 с.

3.                Искандерова Э.М. Формирование позиции ученика в период адаптации учащихся с ОВЗ в школе / Э. М. Искандерова // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: сб. материалов III Всерос. научно-практ. конф., 29-30 нояб. 2018 г., Москва / под. общ. ред. А. В. Хаустова. –М., 2018. – С. 141 - 143.

Чирков В.И. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребёнка в школе» / В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина // в кн.: Проблема адаптации первоклассников к школе: Методические рекомендации для школьных психологов. – Одесса, 2001. – 232 с.