ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАТУСОМ В ГРУППЕ

Якупова Т.В.,

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета

ФГБОУ «Марийский государственный университет»

РМЭ, г. Йошкар-Ола

Положение личности в группе сверстников определяется понятием социально-психологического статуса, которое включает характеристики объективного места ребенка в системе межличностных взаимоотношений, отношение ровесников к нему. Для школьника важно занять значимое место среди сверстников. Но не каждый ребенок может этого добиться, так как индивидуальные особенности и социальные установки многих ребят мешают занять высокое статусное место. Нередко это связано с тем, что дети не могут правильно оценить себя, осознать индивидуальные свойства характера, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Именно поэтому исследование личностных особенностей младших школьников с различным статусом в группе является актуальным в практической деятельности психологов и педагогов системы образования.

Основы многих психических качеств личности закладываются именно в младшем школьном возрасте. В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия [5].

Главной личностной характеристикой младшего школьника является принятие и осознание своего положения в обществе. По мнению Т.П. Авдуловой, следует говорить о «… принципиально новой роли младшего школьного возраста в жизни современного человека, ведь именно на этом этапе перед ребенком впервые возникает «проблема личности» в условиях встречи с первой социально-нормированной деятельностью» [1, с.93].

Анализ личностных особенностей младших школьников с различным статусом в группе следует начать с условий становления социального статуса школьника. Социальный статус младшего школьника характеризуется тем, что эта возрастная группа занимается учебной деятельностью в общеобразовательных учебных заведениях [4, с.68].

К основным группам факторов, которые влияют на статус младшего школьника в группе, относятся: учебные, коммуникативные, моральные, территориальные, этнические, экономические, самосовершенствование. Школьный класс является наиболее значимой группой для многих учеников. Л.И. Божович отмечено, что «…утрата соответствующего положения в школе или неумение оказаться на его высоте вызывает у школьника переживание потери основного стержня своей жизни» [2, с.134].

М.М. Кравцова отмечает, что в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения. По ее мнению, «…некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудно исправимое» [3, с. 6].

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, имеющих низкий статус в группе: несамостоятельность, подчинение влиянию окружающих, безынициативность; неуверенность в себе, озлобленность. Чаще всего в младших классах низкий статус имеют дети с явными проблемами: с необычной внешностью; тихие и слабые, не умеющие за себя постоять; неопрятно одетые; часто пропускающие занятия и неуспешные в учебе, слишком опекаемые родителями; не умеющие общаться.

Характеризуя детей, А.Б. Ценципер отмечает: «…в младшей школе для детей с высоким статусом наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться своими вещами и сладостями. На втором месте - успехи в учении и отношение к нему, а также качества, характеризующие отношения со сверстниками, на третьем - для мальчиков - физическая сила. Для непринятых первоклассников наиболее характерными оказались следующие особенности: непричастность к классному активу; неопрятность, плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, плаксивость» [6, с.76].

Таким образом, в результате анализа личностных качеств младших школьников с различным статусом в группе можно сделать вывод о том, что наиболее значимы при определении статуса в группе общественная активность школьника, организаторские способности, отношение к делу, характер. Дети с высоким статусом в группе, как правило, занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, их инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы. Негативный же статус связан с дезорганизующими проявлениями в поведении членов группы.

Целью нашего эмпирического исследования стало изучение личностных качеств младших школьников с различным статусом в группе. Гипотезой исследования являлось предположение о том, что младшие школьники с высоким статусом в группе более общительны, смелы, менее тревожны и имеют более высокий уровень притязаний и самооценки, чем младшие школьники с низким статусом в группе.

Эмпирическое исследование личностных качеств младших школьников с различным статусом в группе проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «СОШ №24 г. Йошкар-Олы». В исследовании участвовало 50 младших школьников.

 Для исследования социометрического статуса младших школьников использовалась социометрическая методика. В результате проведенной социометрической диагностики выявлено 28 младших школьников с высоким статусом и 22 - с низким статусом.

Для исследования личностных особенностей были выбраны детский 12-факторный личностный опросник Кеттелла, методика Филлипса «Школьная тревожность», методика «Изучение самооценки младших школьников» (модификация методики Дембо-Рубинштейн). В таблице 1 представлены средние значения по шкалам детского 12-факторного личностного опросника Кеттелла.

Таблица 1 – Средние значения по шкалам теста Кеттелла у младших школьников с различным статусом в группе.

Названия шкал

Средние значения младших школьников

с высоким статусом

с низким статусом

Общительность

8,67

2,40

Вербальный интеллект

7,50

4,45

Уверенность в себе

8,28

2,45

Возбудимость

5,53

5,77

Склонность к самоутверждению

7,57

3,63

Склонность к риску

6,07

3,50

Ответственность

7,10

5,22

Социальная смелость

8,03

2,72

Чувствительность

6,03

5,72

Тревожность

4,35

7,86

Самоконтроль

5,10

5,13

Нервное напряжение

6,32

5,22

Средние значения, представленные в таблице 1, говорят о том, что младшие школьники с высоким и низким статусом в группе имеют различия. Так, средние значения по шкалам «общительность», «вербальный интеллект», «уверенность в себе», «склонность к самоутверждению», «склонность к риску», «социальная смелость» у младших школьников с высоким статусом значительно выше, чем у младших школьников с низким статусом. А по шкале «тревожность», наоборот, среднее значение выше у младших школьников с низким статусом в группе.

Статистический анализ по критерию H Краскала-Уоллиса показал, что между младшими школьниками с различным статусом в группе достоверные различия наиболее выражены по факторам: общительность, уверенность в себе, склонность к самоутверждению, социальная смелость, тревожность.

Далее рассмотрим результаты диагностики при помощи методики Филлипса «Школьная тревожность». Средние значения по шкалам тревожности у младших школьников с разным статусом в группе представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Средние значения по шкалам школьной тревожности у младших школьников с различным статусом в группе.

Названия шкал

Средние значения у младших школьников

с высоким статусом

с низким статусом

1. Общая тревожность в школе

8,26

14,08

2. Переживание социального стресса

1,26

8,01

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

3,14

6,23

4. Страх самовыражения

1,07

3,88

5. Страх ситуации проверки знаний

2,07

3,54

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

1,17

1,89

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

1,00

1,85

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

1,46

6,07

 

Средние значения по шкалам «общая тревожность в школе», «переживание социального стресса» у младших школьников с высоким статусом находятся на уровне нормы, а у младших школьников с низким статусом они повышены. Эти различия подтверждаются также результатами статистического анализа по H критерию Краскала-Уоллиса. Младшие школьники с низким статусом в группе имеют более высокий уровень тревожности, чем младшие школьники с высоким статусом.

Изучение самооценки младших школьников проводилось по методике Дембо-Рубинштейна. Средние значения уровня притязаний и самооценки младших школьников с разным статусом, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что уровень притязаний и самооценки младших школьников, имеющих высокий статус в группе значимо выше, чем у низкостатусных младших школьников.

Таблица 3 – Средние значения по уровню притязаний и самооценки у младших школьников с различным статусом в группе.

Показатель

Среднее значение

Уровень притязаний

Уровень самооценки

Высокий статус

79,71

70,46

Низкий статус

37,95

43,04

 

Эти различия в уровне притязаний и самооценки младших школьников в зависимости от их статуса в группе подтверждаются результатами статистического анализа по H критерию Краскала-Уоллиса.

Итак, по результатам проведенного исследования у младших школьников с высоким статусом по сравнению с школьниками с низким статусом в группе средние значения выше по таким критериям, как общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, уровень притязаний и самооценка. У младших школьников с низким статусом выше уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками с высоким статусом личности в группе.

Список использованных источников:

  1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова,Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте /Л.И.Божович. - М.: Атика, 2014. – 462с.
  3. Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. —— (Психолог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 111с.
  4. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
  5. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
  6. Ценципер, А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей / А.Б.Ценципер // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. - Минск, 2012. - 250 с.