Якупова Т.В.,
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета
ФГБОУ «Марийский государственный университет»
РМЭ, г. Йошкар-Ола
Положение личности в группе сверстников определяется понятием социально-психологического статуса, которое включает характеристики объективного места ребенка в системе межличностных взаимоотношений, отношение ровесников к нему. Для школьника важно занять значимое место среди сверстников. Но не каждый ребенок может этого добиться, так как индивидуальные особенности и социальные установки многих ребят мешают занять высокое статусное место. Нередко это связано с тем, что дети не могут правильно оценить себя, осознать индивидуальные свойства характера, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Именно поэтому исследование личностных особенностей младших школьников с различным статусом в группе является актуальным в практической деятельности психологов и педагогов системы образования.
Основы многих психических качеств личности закладываются именно в младшем школьном возрасте. В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования детей младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия [5].
Главной личностной характеристикой младшего школьника является принятие и осознание своего положения в обществе. По мнению Т.П. Авдуловой, следует говорить о «… принципиально новой роли младшего школьного возраста в жизни современного человека, ведь именно на этом этапе перед ребенком впервые возникает «проблема личности» в условиях встречи с первой социально-нормированной деятельностью» [1, с.93].
Анализ личностных особенностей младших школьников с различным статусом в группе следует начать с условий становления социального статуса школьника. Социальный статус младшего школьника характеризуется тем, что эта возрастная группа занимается учебной деятельностью в общеобразовательных учебных заведениях [4, с.68].
К основным группам факторов, которые влияют на статус младшего школьника в группе, относятся: учебные, коммуникативные, моральные, территориальные, этнические, экономические, самосовершенствование. Школьный класс является наиболее значимой группой для многих учеников. Л.И. Божович отмечено, что «…утрата соответствующего положения в школе или неумение оказаться на его высоте вызывает у школьника переживание потери основного стержня своей жизни» [2, с.134].
М.М. Кравцова отмечает, что в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения. По ее мнению, «…некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудно исправимое» [3, с. 6].
Можно выделить следующие психологические характеристики детей, имеющих низкий статус в группе: несамостоятельность, подчинение влиянию окружающих, безынициативность; неуверенность в себе, озлобленность. Чаще всего в младших классах низкий статус имеют дети с явными проблемами: с необычной внешностью; тихие и слабые, не умеющие за себя постоять; неопрятно одетые; часто пропускающие занятия и неуспешные в учебе, слишком опекаемые родителями; не умеющие общаться.
Характеризуя детей, А.Б. Ценципер отмечает: «…в младшей школе для детей с высоким статусом наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться своими вещами и сладостями. На втором месте - успехи в учении и отношение к нему, а также качества, характеризующие отношения со сверстниками, на третьем - для мальчиков - физическая сила. Для непринятых первоклассников наиболее характерными оказались следующие особенности: непричастность к классному активу; неопрятность, плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, плаксивость» [6, с.76].
Таким образом, в результате анализа личностных качеств младших школьников с различным статусом в группе можно сделать вывод о том, что наиболее значимы при определении статуса в группе общественная активность школьника, организаторские способности, отношение к делу, характер. Дети с высоким статусом в группе, как правило, занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, их инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы. Негативный же статус связан с дезорганизующими проявлениями в поведении членов группы.
Целью нашего эмпирического исследования стало изучение личностных качеств младших школьников с различным статусом в группе. Гипотезой исследования являлось предположение о том, что младшие школьники с высоким статусом в группе более общительны, смелы, менее тревожны и имеют более высокий уровень притязаний и самооценки, чем младшие школьники с низким статусом в группе.
Эмпирическое исследование личностных качеств младших школьников с различным статусом в группе проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «СОШ №24 г. Йошкар-Олы». В исследовании участвовало 50 младших школьников.
Для исследования социометрического статуса младших школьников использовалась социометрическая методика. В результате проведенной социометрической диагностики выявлено 28 младших школьников с высоким статусом и 22 - с низким статусом.
Для исследования личностных особенностей были выбраны детский 12-факторный личностный опросник Кеттелла, методика Филлипса «Школьная тревожность», методика «Изучение самооценки младших школьников» (модификация методики Дембо-Рубинштейн). В таблице 1 представлены средние значения по шкалам детского 12-факторного личностного опросника Кеттелла.
Таблица 1 – Средние значения по шкалам теста Кеттелла у младших школьников с различным статусом в группе.
Названия шкал | Средние значения младших школьников | |
с высоким статусом | с низким статусом | |
Общительность | 8,67 | 2,40 |
Вербальный интеллект | 7,50 | 4,45 |
Уверенность в себе | 8,28 | 2,45 |
Возбудимость | 5,53 | 5,77 |
Склонность к самоутверждению | 7,57 | 3,63 |
Склонность к риску | 6,07 | 3,50 |
Ответственность | 7,10 | 5,22 |
Социальная смелость | 8,03 | 2,72 |
Чувствительность | 6,03 | 5,72 |
Тревожность | 4,35 | 7,86 |
Самоконтроль | 5,10 | 5,13 |
Нервное напряжение | 6,32 | 5,22 |
Средние значения, представленные в таблице 1, говорят о том, что младшие школьники с высоким и низким статусом в группе имеют различия. Так, средние значения по шкалам «общительность», «вербальный интеллект», «уверенность в себе», «склонность к самоутверждению», «склонность к риску», «социальная смелость» у младших школьников с высоким статусом значительно выше, чем у младших школьников с низким статусом. А по шкале «тревожность», наоборот, среднее значение выше у младших школьников с низким статусом в группе.
Статистический анализ по критерию H Краскала-Уоллиса показал, что между младшими школьниками с различным статусом в группе достоверные различия наиболее выражены по факторам: общительность, уверенность в себе, склонность к самоутверждению, социальная смелость, тревожность.
Далее рассмотрим результаты диагностики при помощи методики Филлипса «Школьная тревожность». Средние значения по шкалам тревожности у младших школьников с разным статусом в группе представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Средние значения по шкалам школьной тревожности у младших школьников с различным статусом в группе.
Названия шкал | Средние значения у младших школьников | |
с высоким статусом | с низким статусом | |
1. Общая тревожность в школе | 8,26 | 14,08 |
2. Переживание социального стресса | 1,26 | 8,01 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 3,14 | 6,23 |
4. Страх самовыражения | 1,07 | 3,88 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2,07 | 3,54 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 1,17 | 1,89 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 1,00 | 1,85 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 1,46 | 6,07 |
Средние значения по шкалам «общая тревожность в школе», «переживание социального стресса» у младших школьников с высоким статусом находятся на уровне нормы, а у младших школьников с низким статусом они повышены. Эти различия подтверждаются также результатами статистического анализа по H критерию Краскала-Уоллиса. Младшие школьники с низким статусом в группе имеют более высокий уровень тревожности, чем младшие школьники с высоким статусом.
Изучение самооценки младших школьников проводилось по методике Дембо-Рубинштейна. Средние значения уровня притязаний и самооценки младших школьников с разным статусом, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что уровень притязаний и самооценки младших школьников, имеющих высокий статус в группе значимо выше, чем у низкостатусных младших школьников.
Таблица 3 – Средние значения по уровню притязаний и самооценки у младших школьников с различным статусом в группе.
Показатель | Среднее значение | |
Уровень притязаний | Уровень самооценки | |
Высокий статус | 79,71 | 70,46 |
Низкий статус | 37,95 | 43,04 |
Эти различия в уровне притязаний и самооценки младших школьников в зависимости от их статуса в группе подтверждаются результатами статистического анализа по H критерию Краскала-Уоллиса.
Итак, по результатам проведенного исследования у младших школьников с высоким статусом по сравнению с школьниками с низким статусом в группе средние значения выше по таким критериям, как общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, уровень притязаний и самооценка. У младших школьников с низким статусом выше уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками с высоким статусом личности в группе.
Список использованных источников:
- Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова,Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте /Л.И.Божович. - М.: Атика, 2014. – 462с.
- Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. —— (Психолог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 111с.
- Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 c.
- Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 c.
- Ценципер, А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей / А.Б.Ценципер // Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. - Минск, 2012. - 250 с.