ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПО БИОЛОГИИ

Батырова Э., студ. 4 курса  ФГБОУ ВО «МарГУ»,

Шишкина О.В., канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВО «МарГУ», АНО ВО «МОСИ»

г. Йошкар-Ола

 

Актуальность темы обусловлена тем, что особое внимание в образовательных стандартах второго поколения уделяется развитию оценочной самостоятельности и повышению части самостоятельной работы обучаемых. Основной целью учебного процесса является не только усвоение знаний, но и развитие познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся [3]. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучающихся требует осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся становится одним из важных направлений деятельности учителя биологии [7]. 

          Основной целью исследования являлось выявление существующего уровня самостоятельности учащихся и развитие навыков самостоятельной работы. Исходя из рассмотренной структуры самостоятельности, а также на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были определены критерии, показатели и уровни развития самостоятельности учащихся.

Критериями выделения уровней могут быть [2]:

1) степень сформированности знаний и умений (их глубина, комплексность, гибкость, взаимосвязь в процессе осуществления деятельности, перенос);

2) содержание и устойчивость мотивации (проявление ситуативных и устойчивых мотивов, комплекс мотивов, их общественная направленность, связь с жизненными планами учащимися);

3) отношение учащихся к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества).

В соответствии с этими критериями можно выделить три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний), интенсивно-творческий (высокий) [1].

В исследовании принимали участие ученики 6А и 6Б  классов (экспериментальные классы) и ученики 6В класса (контрольный класс), на базе Гимназии № 26 города Йошкар-Олы. Исследование проводилось в 2 этапа.

На констатирующем этапе были проведены психологические методики для исследование самостоятельности обучающихся: 1) «Диагностика учебной мотивации» (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.) [6];     2) «Мое учение» (Лукьянова М.И.) [5].   На практическом этапе в течение 5 недель проводились уроки.

С помощью методики «Диагностика учебной мотивации» выявляются такие качества самостоятельной деятельности, как успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность  при выполнении заданий.

 По результатам проведенной диагностики по методике  «Диагностика учебной мотивации» видно, что  дети 6А и 6Б  классов в отличие от 6В класса показывают более высокий уровень самостоятельности.  В итоге мы выявили, что 34% детей  6А класса  (7 человек) имеют высокий уровень развития самостоятельности (интенсивно-творческий), 66% учеников (15 человек) - средний уровень (активно-поисковый) и 0% - низкий (подражательно-пассивный). Что касается 6Б класса, то здесь 48% учащихся (7 человек) имеют высокий уровень развития самостоятельности, 52% детей (15 человек) – средний уровень и 0% – низкий. Высокий уровень развития самостоятельности (интенсивно-творческий) имеют 18% детей  6В класса  (6 человек) имеют, 77% учащихся  (16 человек) - средний уровень (активно-поисковый) и 5% детей (2 человек) -  низкий  (подражательно-пассивный).

Результаты проведенной диагностики по методике  «Мое учение» у учащихся  6А класса дали  следующие результаты: самые любимые предметы - физическая культура, география, биология, технология; самыми нужными качествами выбрали умение понять и решать задачи, тщательно анализировать решение, действовать без колебаний, уверенно;   неуверенность чувствуют, потому что боятся, что ничего не получится, не уверенны в себе, волнуются, боятся получить плохую оценку; чувствуют себя спокойно, потому что уверенны в себе, подготовлены к урокам; большинство учеников иногда испытывают трудности, у некоторых трудности не бывает;  прибегают к помощи своих друзей и родителей.

У учащихся 6Б класса по методике «Мое учение» были получены следующие результаты: самые любимые предметы - физическая культура, биология, русский язык, математика; самыми нужными качествами выбрали умение понять и решать задачи, тщательно анализировать их, действовать без колебаний, уверенно, сразу приступать к делу, работать всегда быстро; неуверенность чувствуют, потому что боятся, что ничего не получится, не уверенны в себе, волнуются, боятся получить плохую оценку; чувствуют себя спокойно, потому что уверенны в себе, подготовлены к урокам; большинство учеников иногда испытывают трудности, у некоторых трудности не бывает; прибегают к помощи своих друзей и родителей, некоторые не нуждаются в помощи.  

У учащихся 6В класса по методике «Мое учение» были получены следующие результаты: самые любимые предметы физическая культура, биология, история, русский язык, английский язык; самыми нужными качествами выбрали умение понять и решать задачи, тщательно анализировать их, некоторые учащиеся чувствуют себя неуверенно; неуверенность чувствуют, потому что боятся, что не уверенны в себе, волнуются, боятся получить плохую оценку; чувствуют себя спокойно, потому что уверены в себе, подготовлены к урокам;  большинство учеников иногда испытывают трудности, у некоторых трудности не бывает;  прибегают к помощи своих друзей и родителей.

Для развития самостоятельной работы навыка была проведена следующая работа. В течение 5 недель (январь-февраль 2019 года) на уроках биологии давали задания: 1) Работа с книгой. Письменно ответить на вопросы в конце параграфа; 2) Пересказ основного содержания части текста. Подготовить сообщения или презентации об интересных представителях водорослей; 3) Заполнить таблицу.  Зарисовать  рисунок 112;  4) Проверочная самостоятельная работа по поиску ошибок в тексте о водорослях и мхах; 5) Самостоятельная работа в группе по теме «Папоротникообразные». Отвечают на вопросы устно.

Литература

  1.  Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф.  // Исследовательская работа школьников. - 2001. - №.1. - С.24-34.
  2. Алиев, И.И. Условия повышения эффективности самостоятельных работ учащихся на уроках / И.И. Алиев. – Баку, 2008. - 122 с.
  3. Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова). - [Электронный ресурс]. - https://studfiles.net/preview/1769875/ (дата посещения 21.01.2019).
  4. Ариян, М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников / Ариян М.А. // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 6. - С.36-40.
  5. Акимова, М.К. Введение в психодиагностику: Учебное пособие / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2014. – 192 с.
  6. «Диагностика учебной мотивации» (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.) - [Электронный ресурс]. - http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/222924-2-lukyanova-kalinina-uchebnaya... (дата посещения 22.01.2019).
  7. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся / Микельсон Р.М. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.