РАЗВИТИЕ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ

Ведерникова А. С., студ. 4 курса  ФГБОУ ВО «МарГУ»,

Шишкина О.В., канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВО «МарГУ», АНО ВО «МОСИ»

г. Йошкар-Ола

 

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая деятельность основывается на том, что образ который мы видим сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Память считается самой долговечной из всех наших способностей. Спустя какое-то время мы можем вспомнить события, которые происходили давно. Принимая связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого "Я" и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности [3]. Память – это своего рода процессы организации и сохранения прошлого опыта, дающие возможность на его повторное использование в какой-либо деятельности или возвращение в сферу сознания. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Так же память – это познавательный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков [5].

Для развития психики личности мнемические процессы очень важны в процессе обучения. Поэтому мы сформулировали цель нашего исследования -изучить особенности развития произвольной памяти у школьников посредством игровых технологий. Объектом исследования были особенности произвольной памяти детей школьного возраста, а предметом исследования - развитие произвольной памяти у школьников в процессе применения игровых технологий обучения в биологии. Исследование проходило в Гимназии № 26 города Йошкар – Олы в феврале 2019 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 7-х классов: 7 «А» в количестве 9 мальчиков и 12 девочек и 7 «Б» в количестве 9 девочек и 8 мальчиков. Мы использовали следующие психодиагностичекие методики: 1) Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия), на выявление кратковременной словесно – логической памяти [2];  2) Методика "Образная память"(Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина), на выявлеие кратковременной образной памяти [4]; 3) Методика «диагностика опосредствованной памяти» (Л.М. Житникова, Д.П. Мальцева), на выявление опосредованной памяти [1].

В проверке уровня кратковременной словесно-логической памяти у 7А класса, где приняли участие 21 учащийся, было определено, что средний уровень является преобладающим, что составляет 14 человек (67%). Высокий уровень развития кратковременной словесно-логической памяти показали 5 человек (24%), а низкий – 2 человека (9%). Данные показывают, что у большей части класса хорошо развита кратковременная словесно-логическая память. По выявлению кратковременной образной памяти в 7А классе, преобладающим является тоже средний уровень, что составило 10 человек (48%), низкий уровень показали 7 человек (33%), а высокий  - 4 человека (19%). По данной диагностике можно сказать, что у половины класса кратковременная образная память развита хорошо. По определению уровня опосредованной памяти у учащихся 7А класса преобладающим уровнем стал высокий, что составило 11 человек (52%), остальная половина класса показала средний уровень это 9 человек (43%), и низкий уровень имел всего 1 учащийся (5%).

В 7Б классе, где участвовало в исследовании 17 учащихся, уровень кратковременной словесно-логической памяти показал следующие результаты: преобладающим был средний уровень, а это 13 человек (76%), высокий уровень показал 1 ученик (6%), а низкий - 3 учащихся (18%). По выявлению кратковременной образной памяти в 7Б классе, преобладает низкий уровень, что составило 11 человек (65%). Высокий уровень не показал никто из класса, а средний уровень - 6 человек (35%). Кратковременная образная память у класса развита слабо. По определению уровня опосредованной памяти в 7Б классе, высокий уровень является преобладающим – 10 человек (59%), средний уровень составили 5 человек (29%), а низкий - всего 2 человека (12%).

Подведя итоги можно сказать, что кратковременная словесно – логическая память в обоих классах среднего уровня. Также мы видим, что кратковременная образная память в 7Б классе более низкого уровня, нежели в 7А классе, там преобладает средний уровень. А показатель опосредованной памяти дал хороший результат – в обоих классах преобладает высокий уровень.

Таким образом, в обоих классах лучше развита опосредованная память, нежели другие виды памяти. Для развития памяти мы разработали методический комплекс, где использовали игровые технологии на разных этапах уроков биологии (таблица 1):

Таблица 1 - Реализация игровых технологий на разных этапах урока

Игра

Этап урока

«Кроссворд»

Этап актуализации знаний

«Текст»

Этап закрепления знаний

«Пинг-Понг»

Этап закрепления знаний

«Игра-цепочка»

Этап закрепления знаний.

Этап контроля и оценки знаний

«Зоологическое домино»

Этап контроля и оценки знаний

«Светофор»

Этап закрепления знаний

«Исключение лишнего».

Этап закрепления знаний

«Найди ошибки»

Этап контроля и оценки знаний

 

В игре « Кроссворд»  класс делится на команды и решает кроссворд на время, выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

В игре «Текст» учащиеся индивидуально вставляют пропущенные слова в текст по ранее изученной теме.

В Игре «Пинг-Понг» учитель задаёт вопрос по теме одному из учеников, когда тот ответит, то задаёт вопрос ученику сидящему рядом с ним. Тот в свою очередь, ответив, задаст вопрос другому, рядом сидящему ученику и т.д.

В игре «Игра – цепочка» учащиеся в качестве домашнего задания подготавливают вопросы по теме, и в начале урока ученики друг другу задают эти вопросы и также отвечают на них.

В игре «Зоологическое домино» ребята делятся на две команды и работают с картинками представителей отрядов Насекомые. Задача была соотнести правильно отряд и насекомое.

В игре «Светофор» в начале урока каждому раздаются 2 карточки: красная и зеленая, учитель зачитывает предложения и каждый ученик в ответ поднимает карточку, красная – не правильно, зеленая – правильно.

В игре «Исключение лишнего» ребята делятся на команды и работают с карточками, представлены классы рыб, и задачей ребят было исключить лишнюю карточку, которая не относится к данному классу.

В игре «Найти ошибки» учащиеся индивидуально искали ошибки в тексте.

Данная разработка реализована в ходе педагогической практики при изучении тем «Насекомые», «Рыбы».

Литература

  1. Житникова, Л.М. Методика «Диагностика опосредствованной памяти» / Л.М. Житникова, Д.П.Мальцева. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://students-library.com/library/read/63946-diagnostika-pamati-lm-zi... (дата посещения 14.02.2019).
  2. Лурия, А.Р.  методика «Заучивания 10 слов» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/pozn/1/14.html (дата посещения 14.02.2019).
  3. Оконь, В. Введение в общую дидактику / Оконь В. – М.: 2000. – 57 с.
  4. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи­лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – 5-е изд. — М.: Просвещение: Владос, 2015. — 291 с.
  5. Савельев, А.Е. Концепции памяти: история развития и современные исследования / Савельев А.Е. – М.: 2012. – 63 с.