Отношение к другому как показатель психологического благополучия учащихся

Слепухина Г.В.,

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический

университет им. Г.И. Носова»,

Российская Федерация, г. Магнитогорск

 

Процесс формирования личности осуществляется в ходе взаимодействия человека с окружающей средой, главным образом, с социальной, следовательно, все изменения в ней непосредственным образом касаются и личностного развития. Так, ориентация на жесткие рыночные отношения повлекла изменения системы ценностей. На первом месте оказывается стремление к успеху, который должен достигаться во что бы то ни стало, чрезмерное честолюбие, презрение к слабым и зависть к сильным.

Несоответствие таким требованиям нередко приводит к формированию чувства неудовлетворенности собой. А принятие других находится в прямой зависимости от принятия человеком самого себя – непринятие других тем больше, чем меньше человек принимает самого себя. В случае непринятия себя человек вступает с другими в отношения неравенства, подавления, борьбы, нередко такие люди не считаются с правом другого на самоуважение. Такие отношения к другому человеку лежат в основе высокого уровня психо-эмоционального напряжения, гнева и раздражения. Низкий уровень психологической культуры населения в нашей стране приводит к тому, что люди не владеют эффективными и конструктивными способами нейтрализации негативных переживаний. А в этом случае задействуется наиболее доступный вариант – агрессия по отношению к тем, кто оценивается как причина негативных переживаний, с кем связывается их усиление или кто может выступить «объектом отреагирования».

Нередко объектами такой агрессии в силу своего возраста и положения (полной эмоциональной, социальной зависимости) оказываются дети. Являясь объектом игнорирования, запугивания, насмешек, физической и психологической жестокости, дети, во-первых, в силу социальной незрелости начинают рассматривать такие отношения как норму, а во-вторых, проявляя такое же отношение к тем, кто слабее, стараются таким образом компенсировать полученный ими психологический ущерб.

Согласно исследованию Европейского регионального бюро ВОЗ, 43% российских школьников в возрасте 11 лет подвергались различным видам насилия в школе, в возрасте 13 лет – 39%, в возрасте 15 лет – 25%, что ставит Россию соответственно на 5, 6 и 8-е места по количеству жертв школьного насилия. Эти данные подтверждает проведенное нами анкетирование 78 учащихся школ г. Магнитогорска (Челябинская обл.) в возрасте от 14 до 17 лет показало, что 46 % опрошенных учащихся регулярно сталкиваются с насилием в школе. Они отмечают насмешки, обзывания, унижение, физическое насилие. 41 % учащихся отметили, что они иногда сталкиваю с такими явлениями. В качестве косвенного подтверждения эмоционального неблагополучия школьной среды 43 % учащихся не довольны обстановкой в классе, 38% не хотели бы продолжать обучение в своем классе. Оказываясь жертвой насилия, учащиеся обращаются к сверстникам или вообще не предпринимают никаких действий. К сожалению, только всего 23 % опрошенных учащихся ответили, что они получили помощь, которая в основном выразилась в сочувствии со стороны сверстников. То есть, даже являясь свидетелями травли, притеснения, унижения, учащиеся не готовы оказывать действенную помощь и поддержку, которые бы предотвратили или остановили насилие. Можно выделить ряд факторов, обуславливающих это. Во-первых, опасение, что, поддержав того, кого притесняют, они сами могут столкнуться с агрессией в свой адрес. Так как травлю осуществляют учащиеся, обладающие высоким статусом в группе сверстников, любые действия по противодействию им они воспринимают также агрессивно. Стремление соответствовать группе и сохранить свой статус в ней приводит к отказу в помощи и поддержке.

Во-вторых, учащимся подросткового возраста свойственно стремление определить свое положение среди сверстников, желание и потребность доминировать над другими. Незрелость анализа своих возможностей сочетается переменным действием двух тенденций – самоуверенность сменяется сомнениями в себе и колебаниями. Следствием действия этих противоречивых тенденций является появление ложных форм самоутверждения, которые сочетаются с пренебрежением другими, стремлением показать свое превосходство и доминирование всеми доступными способами. В этом случае поддержка более слабого сверстника может расцениваться как проявление собственной слабости.

Еще одним важным фактором является жестокость, с которой сталкивается ребенок в семье. Наказания, постоянное унижение, физическое насилие, издевательство, формирует скрытое чувство ненависти, агрессии, враждебности, желание отомстить, уничтожить и т.д. Поскольку по отношению к родителям или старшим сиблингам действия, вызванные этими чувствами, нередко блокируются, то замещающими объектами выступают более слабые сверстники или младшие дети. Такое поведение позволяет компенсировать собственные психологические травмы, полученные в семье. Кроме того, у ребенка, который сталкивается с жестоким отношением в семье, формируется представление о допустимости и «нормальности» такого поведения ко всем, кто слабее или зависит от тебя.

Важное значение имеют особенности формирования личности в современных условиях. Так, для многих современных детей и подростков характерны следующие личностные особенности: размытость и необязательность к исполнению социальных норм и правил; знание и стремление отстаивать свои при несформированности представлений об обязанностях; высокий уровень индивидуализма, который сочетается с неразвитой рефлексией и эмпатией и т.д.

В этой связи все более актуальной становится проблема формирования у учащихся отношений друг к другу, основанных на понимании, уважении, принятии, эмпатии, умения конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях и выстраивать оптимальные межличностные отношения. Важным направлением является психолого-педагогическая деятельность, направленная на создание ситуаций успешности учащихся в просоциальной деятельности, способности у них видеть сильные стороны своей личности, принятия себя и т.д.

 

Список литературы

Аптикиева Л.Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – № 2 (214). – С. 39-45.

Слепухина Г.В. Проблема нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии // Сб.  материалов Международной конференции «История отечественной и мировой психологической мысли. Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее» /Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. – С.308-314.