Сильченко И.В.,
УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины»,
Республика Беларусь, г. Гомель
Психоэмоциональные проблемы молодежи и студенчества привлекают все большее внимание исследователей (В.В. Войцех, Г.И. Семикин, 2006; В.С. Собкин, 2004; Е.Г. Дозорцева, 2006; Л.Ф. Обухова, 2006; А.М. Прихожан, 2000; Н.Н. Толстых, 2007 и др.). Особую тревогу в последние 15–20 лет вызывает рост самоубийств среди молодежи.
Обучение в вузе сопровождается, как известно, со значительными стрессовыми нагрузками, что создает дополнительные условия для проявления эмоциональной дезадаптации (Е.Д. Красик, Б.С. Положий, Е.А. Крюков, 1982; В.В. Войцех, Г.И. Семикин, 2006; Т.Л. Крюкова, 2004). По данным ряда исследований значительная часть студентов, особенно младших курсов, накануне сессии демонстрирует высокие показатели эмоционального неблагополучия – депрессии, тревоги, повседневного стресса, т.е. попадают в группу риска по расстройствам аффективного спектра (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Я. Г. Евдокимова, М. В. Москова, В. Ф. Войцех, Г. И. Семикин, 2007; Евдокимова Я. Г., 2008; Крюкова Т. Л., 2004). К наиболее тяжелым последствиям эмоциональной дезадаптации в юношеском возрасте относятся суицидальные попытки, а также рост злоупотребления психоактивных веществ [1].
Все это остро ставит задачу выявления личностных и межличностных факторов эмоционального неблагополучия студентов, изучения предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий и совладания со стрессом, а также разработки на этой основе программ психопрофилактики и психотерапевтической помощи для молодежи.
В настоящее время в психологии интенсивно дискутируется проблема связи эмоциональной дезадаптации в студенческой среде с личностными, семейными и интерперсональными факторами [1; 2; 3; 4]. Специфичными для группы студентов с эмоциональной дезадаптацией оказались очень высокие показатели депрессии, тревоги, уровня повседневного стресса, выраженности семейных дисфункций, социальной тревожности [2, с. 108], а также выраженный перфекционизм, враждебность и неадаптивные стратегии совладания со стрессом [5, с. 41].
Для разработки программы психопрофилактики и психотерапевтической помощи студентам было проведено изучение особенностей дисфункциональных личностных черт (агрессии и враждебности), стрессовладающего поведения и социальной поддержки у студентов с высоким уровнем эмоциональной дезадаптации.
Выраженность эмоциональной дезадаптации определялась с помощью опросника депрессии (BDI) А. Бека в адаптации Н. В. Тарабриной (2001). Уровень переживания стресса измерялся с помощью Шкалы PSM25 Лемура-Тесье-Филлиона в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Изучение стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения) проведено с помощью Опросника способов совладания («SACS») Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т.Л. Крюковой. Для оценка уровня агрессии и враждебности использовалась методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки ( адаптация А.К. Осницкого). Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS) (С. Зимет; Н. А. Сирота, В.М. Ялтонский) позволила оценить уровень субъективного восприятия социальной поддержки респондентом.
Проведенное исследование показало, что 74% студентов отмечают в самоотчете симптомы депрессии: выраженная форма депрессии выявлена у 16% испытуемых, умеренная форма – у 17 %, легкая депрессия у 41% испытуемых. Симптомы депрессии отсутствуют только у 26% студентов.
Данные, полученные по шкале PSM25 Лемура-Тесье-Филлиона, свидетельствуют о высоком уровне стресса, который переживают все студенты с депрессивной симптоматикой, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта у данной категории испытуемых.
Для студентов с выраженными симптомами эмоциональной дезадаптации (депрессии и повседневного стресса) характерно преобладание дезадаптивных форм совладающего поведения: «избегание» и «агрессивные действия». Такой копинг только усугубляет эмоциональное состояние и приводит к возрастанию стресса. Испытуемые без признаков эмоциональной дезадаптации чаще используют копинг реакции, направленные на «поиск социальной поддеpжки», «вступление в социальный контакт», «осторожные действия». Показатели эмоциональной дезадаптации положительно связаны с неадаптивными копинг-стратегиями (r = 0,379, p ≤ 0,05) и отрицательно с адаптивными копинг-стратегиями.
Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи между уровнем социальной поддержки и выраженностью депрессивной симптоматики: отрицательная связь (r = –0,39, при P ≤ 0,05) между высоким уровнем социальной поддержки и низким уровнем депрессии и наоборот, положительная корреляция (r =0,39, при P ≤ 0,05) между низким уровнем социальной поддержки и высоким уровнем депрессивной симптоматики.
Студенты с симптомами эмоциональной дезадаптации реже обращаются к ближайшему окружению за рекомендациями по разрешению ситуации, чаще ощущают одиночество, имеют ограниченную возможность в получении эмоциональной поддержки. Следует подчеркнуть, что «семейная поддержка» занимает первое ранговое место у студентов без эмоциональной дезадаптации, что подтверждает вывод А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян и Г.А. Петровой о том, что конструктивная социальная поддержка выступает в качестве буфера, способствующего смягчению жизненных стрессов и их более успешной переработке [6, с. 36].
У студентов с депрессивной симтоматикой выявлены достоверно более высокие, чем в норме, показатели агрессивности и враждебности. Наиболее высокие значения отмечены по следующим шкалам: раздражительность (9,7 баллов) – у 65% испытуемых; подозрительность (10,2 балла) – у 80% испытуемых; негативизм (4,8 балла) – у 80%; косвенная агрессия (4,3 балла) – у 66%; «чувство вины» (5,6 баллов) – у 67% испытуемых. При этом показатели прямых и открытых форм агрессии по шкалам «вербальная и физическая агрессия» в данной выборке незначительно отличаются от нормативных, что свидетельствует о склонности данной категории испытуемых к накоплению агрессивного и враждебного потенциала при выраженном ограничении его проявления.
М.В. Москова описывает взаимосвязь враждебности со студенческой дезадаптацией следующим образом: негативные представления о других людях индуцируют негативный аффект (страх, недовольство, гнев, разочарование), провоцируют дезадаптивные поведенческие стратегии – высокую конфликтность в отношениях или защитное дистанцирование, что, в свою очередь, может приводить к социальной изоляции и дефициту поддержки. Высокий уровень негативных эмоций, конфликтные отношения с окружающими, дефицит эмоциональной поддержки могут служить фактором тревожно-депрессивных расстройств» [5, с. 42].
На основании проведенного теоретического и эмпирического анализа можно выделить следующие мишени психотерапевтических интервенций и профилактики возникновения эмоциональных нарушений у студентов: выраженные агрессивность и враждебность, недостаточная способность к адекватному отреагированию эмоций в поведении, использование неэффективных стратегий совладания со стрессом, недостаточный уровень социальной поддержки.
Многочисленные клинические данные свидетельствуют о том, для состояния здоровья весьма важное значение имеют не только негативные эмоции, но и способы, которыми человек справляется с эмоциональными проблемами. Доказано, что стратегии подавления, сдерживания и даже дозированного отреагирования гнева и агрессии являются дезадаптивными как на организмическом, так и на межличностном уровнях функционирования индивида [7, с.127].
Для формирования навыков регуляции и управления агрессивными и враждебными моделями поведения, нами была разработана психокоррекционная программа, которая включала в себя обучение контролю над своими эмоциями и способами выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей; развитие умений обнаружить корни своего гнева (иррациональной агрессивности) в определенных ситуациях, предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству; формирование навыков снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию, научение конструктивным способам управления агрессией.
Вторая часть программы была направлена на формирование адаптивных способов получения социальной поддержки и развития социальных навыков, позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Эта часть программы реализовывалась в форме тренинга навыков совладания, который направлен на отработку умения быстрого реагирования в трудной ситуации, навыков саморегуляции, ассертивности и уверенного поведения и выбору из копинг-репертуара тех стратегий, которые наилучшим образом соответствуют требованиям ситуации.
Список литературы