Коррекционная работа психолога по социально-психологической адаптации солдат срочной службы внутренних войск с разными типами совладающего поведения

Курашова М.А. ,

Шатюк Т.Г.,

УО "Гомельский государственный университет

им. Ф. Скорины",

Республика Беларусь, г. Гомель

 

При рассмотрении вопроса адаптации в воинском коллективе, изучается социально-психологическая адаптация, при помощи которой молодой солдат приобретает определенный опыт, статус и овладевает новыми ролевыми функциями, предъявляемыми новой деятельностью, новыми условиями существования [1]. В процессе социально-психологической адаптации новобранец стремится к равновесию между внутренней и внешней жизнедеятельностью. У молодых воинов происходит перестройка их психологических свойств и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми военной службой в внутренних войсках. По мере осуществления адаптации повышается степень приспособления новобранцев к условиям жизнедеятельности в воинском коллективе.

Во время адаптации многое зависит от качеств личности молодого солдата, преодолевающего трудности адаптационного периода, от его характера, темперамента, направленности личности, ценностных ориентаций молодого солдата. Эффективность адаптационного процесса личности к военной службе может зависеть от избранного военнослужащим психологического защитного механизма, от того, насколько реально новобранец позиционирует себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения [2].

С целью анализа специфики социально-психологической адаптации военнослужащих к службе в армии и применения ими копинг-стратегий, было проведено эмпирическое исследование призванных на срочную службу в войсковую часть № 5525, расположенную в Гомельской области. В исследовании приняли участие 58 военнослужащих по призыву. Возраст испытуемых – от 18 до 23 лет.

В качестве диагностического инструментария использовались методики: шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; индикатор копинг-стратегий Дж. Амирхана; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

После проведения первичной диагностики была сформирована группа из 23 наиболее дезадаптированных солдат, для которых была разработана коррекционная программа занятий по социально-психологической адаптации и сопровождению солдат срочной службы внутренних войск. Для улучшения эмоционального состояния новобранцев, помощи им максимально использовать свои энергетические возможности, в программу были включены корректирующие, развивающие и релаксирующие упражнения. Коррекционная работа проводилась в течение 4 месяцев с периодичностью 2 раза в неделю, продолжительность занятий составляла 60-120 минут.

В ходе исследования тревожности по методике Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина были получены следующие результаты: высокий уровень ситуативной тревожности был выявлен у 60%, умеренный – 27%, низкий – у 13% военнослужащих. После проведения коррекционной работы высокий показатель ситуативной тревожности не был выявлен; умеренный стал свойственен 27%, низкий – 73% военнослужащих. Высокий показатель по шкале личностной тревожности был выявлен у 30% военнослужащих, после проведения коррекционной работы высокий уровень не был выявлен, умеренная тревожность стала характерна 61% военнослужащих, низкий уровень выявлен у 39% исследуемой выборки.

Согласно результатам исследования по методике «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана, в частности, по применению копинг-стратегии «разрешения проблем» до коррекционной работы, 26% военнослужащих прибегали к ней очень редко, 43% военнослужащих – изредка, 30% военнослужащих – время от времени. После проведения коррекционной работы 13% военнослужащих по-прежнему прибегали к ней очень редко, 22% военнослужащих – изредка, 52% военнослужащих – время от времени, 13% стали часто применять данную стратегию. Копинг-стратегию «поиск социальной поддержки» до коррекции очень редко применяли 17% военнослужащих, изредка – 48% военнослужащих, время от времени – 35% военнослужащих, частая степень применения не была свойственна вовсе. После проведения коррекционной работы 30% военнослужащих по-прежнему использовали ее очень редко, 43% военнослужащих – изредка, 26% военнослужащих – время от времени. Копинг-стратегию «избегание проблем» до коррекции очень редко применяли 22% военнослужащих, изредка – 39% военнослужащих, время от времени – 39% военнослужащих. После проведения коррекционной работы 43%  военнослужащих стали применять ее очень редко, 43% военнослужащих – изредка, 13% военнослужащих – время от времени.

Результаты по шкале «Нервно-психическая устойчивость» многоуровневого личностного опросника МЛО «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина представлены до и после проведения коррекционной программы следующим образом: высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции был выявлен у 48% при первичном исследовании военнослужащих в противовес 83% военнослужащих на вторичном этапе диагностики, удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости был у 48% военнослужащих, стал у 17% военнослужащих, низкий уровень поведенческой регуляции был свойственен 4% военнослужащих, после коррекционной работы не выявлен вовсе.

Высокий уровень по шкале «Коммуникативные способности» при первичной диагностике был выявлен у 65% военнослужащих, после проведения коррекционных занятий – у 83%, удовлетворительный уровень – у 35% военнослужащих до и у 17% военнослужащих после проведения коррекционной работы, низкий уровень развития коммуникативных способностей не был выявлен во время исследования.

При первичном диагностическом исследовании по шкале «Моральная нормативность» высокий уровень был выявлен у 70% военнослужащих, при повторной диагностике – у 87% военнослужащих, удовлетворительный уровень был характерен 26% военнослужащих до и 13% после проведения коррекционной работы, низкий уровень был выявлен у 4% военнослужащих, после проведения коррекционных занятий низкий уровень выявлен не был.

Результаты по шкале «Личностный адаптивный потенциал» выглядят следующим образом: высокий уровень ЛАП при первичной диагностике не был выявлен среди данной выборки военнослужащих. При повторной диагностике после апробации коррекционной программы высокий уровень был диагностирован у 43% военнослужащих, по удовлетворительному данные представлены в соотношении 70% / 57% военнослужащих, низкий уровень адаптации был выявлен у 30% военнослужащих при первичном исследовании, после проведения коррекционных мероприятий данный уровень выявлен не был.

Для оценки достоверных различий в группе военнослужащих до и после проведения коррекционной работы применялся t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. Его применение позволяет утверждать, что в результате психологического вмешательства были достигнуты достоверно значимые изменения относительно уровня военнослужащих:

снизилось количество респондентов с высоким уровнем ситуативной тревожности и увеличилось количество респондентов с низким уровнем ситуативной тревожности (tэмп=11,84 при tкр=3,792; р≤0,001);

снизилось количество респондентов с высоким уровнем личностной тревожности и увеличилось количество респондентов с низким уровнем (tэмп=3,49 при tкр=2,819; р≤0,01);

снизилось количество респондентов с низкой частотой и увеличилось количество респондентов с более высокой частотой применения копинг-стратегий «разрешения проблем» (tэмп=5,19 при tкр=2,819; р≤0,01), «поиск социальной поддержки» (tэмп=6,95 при tкр=3,792; р≤0,001);

увеличилось количество респондентов с низкой частотой и уменьшилось количество респондентов с более высокой частотой применения стратегии «избегание проблем» (tэмп=8,81 при tкр=3,792; р≤0,001);

снизилось количество респондентов со средним уровнем и увеличилось количество респондентов с высоким уровнем нервно-психической устойчивости (tэмп=2.46 при tкр=2.47; р≤0,05);

снизилось количество респондентов со средним уровнем и увеличилось количество респондентов с высоким уровнем коммуникативных способностей (tэмп=3,96 при tкр=3,792; р≤0,001);

снизилось количество респондентов со средним уровнем и увеличилось количество респондентов с высоким уровнем моральной нормативности (tэмп=3,03 при tкр=2,819; р≤0,01)
 снизилось количество респондентов с низким уровнем и увеличилось количество респондентов с высоким уровнем личностного адаптивного потенциала (tэмп=9,67 при tкр=3,792; р≤0,001).

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило изучить особенности коррекционной работы психолога по социально-психологической адаптации солдат срочной службы внутренних войск с разными типами совладающего поведения. В целом проведенная коррекционная работа оказала положительный эффект на развитие личности молодых солдат, увеличила их адаптивный потенциал и создала благоприятную среду для дальнейшего вхождения в воинское сообщество внутренних войск.

Список литературы

1. Инструкция о порядке подготовки и ввода в боевую службу нового пополнения в войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утв. приказом Командующего внутренними войсками от 12.08.2016, Минск, 2016, – 28 с.

2. Мачульская, И. А. Психологические особенности военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву / И. А. Мачульская, Р. В. Беляев, В. Н. Машин // Территория науки. – 2015. – № 2. – С. 40 – 46.