Особенности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рыбакова П.А.,

Норкина Е.Л.,

ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет",

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Старший дошкольный возраст – это период интенсивного развития всех психических процессов, в том числе и памяти и речи, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Без развития памяти и речи невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность.

Формирование слухоречевой памяти, предполагает развитие мыслительной деятельности детей, развитие речи, словаря. Научить детей думать – это значит научить их анализировать, т.е. выделять в предметах определенные свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходство и различие; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т.е. группировать предметы и явления на основании произведенного обобщения и т.д.

Низкий уровень развития слухоречевой памяти, трудности запоминания информации на слух, отрицательно сказывается на результативности обучения в детском саду. В связи с этим, на сегодняшний день проблема изучения слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста является достаточно актуальной.

Для эффективного обучения детей в дошкольных организациях, в дальнейшем в школе, необходима подготовленность ребенка, то есть зрелость всех высших психических функций: внимания, памяти, речи, мышления. Нарушения памяти у детей с нарушениями слуха не дают возможность достичь желаемого результата в процессе работы. В связи с этим все актуальнее становится изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития, в особенности слухоречевой.

Слухоречевая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов (лексического материала).
Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. На протяжении длительного времени ученых привлекали процессы памяти и её свойства.

Изучением процессами памяти занимались такие ученые как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Г. Маклаков, Т. П. Зинченко и многие другие. У учёных, занимающихся изучением проблемы слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, различный взгляд на структуру и развитие памяти. По В. В. Захарову слухоречевая память складывается не обособленно от остальных психических процессов, а во взаимодействии с ними. Система, в которой формируется память, будет меняться в течение возрастного развития детей, будет модифицироваться и её психологическое содержание. В психологической науке накоплено огромное количество материалов по влиянию различных индивидуальных особенностей, окружающего мира на формирование слухоречевой памяти [1].

Л.М. Шипицына и О.В. Заширина в результате комплексного психолого-педагогического и нейропсихологического обследования детей с ЗПР обнаружили следующие тенденции: снижено количество запоминаемых предметов, предъявляемых как при произвольном, так и при непроизвольном запоминании; произвольное зрительное запоминание снижено в большей степени, чем непроизвольное зрительное; снижен объем слухоречевой памяти. У детей с ЗПР эффективности запоминания не зависит от количества повторений. В норме наблюдается прямая зависимость — чем больше повторений, тем лучше результат, у детей с задержкой психического развития - чем больше повторений, тем хуже результат [2].

Необходимо отметить, что слухоречевая память детей с задержкой психического развития формируется в процессе деятельности так же, как и у нормальных дошкольников. Но процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с задержкой психического развития имеют свои особенности. На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с задержкой психического развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений.

У детей с задержкой психического развития наблюдается снижение познавательной активности, памяти, что связано со сложностью формирования всех высших психических функций. Это в свою очередь снижает эффективность обучения. Поэтому важно в период дошкольного возраста уделять особое внимание развитию у детей памяти, в особенности у детей с ЗПР.

Список литературы

1.МакароваО.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. 2013. № 1. С. 30-40.

2. Шипицына, Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии[Текст]// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. №3.