Развитие этнической идентичности личности обучающихся в национальной гимназии

Солонович  М.В., студ. 4 курса

Шишкина О.В., к.п.н.

Межрегиональный открытый социальный институт

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

 

В полиэтничной стране такой, как Россия, с множеством разнообразных видов и типов культур, учебно-воспитательный процесс должен учитывать этнокультурное многообразие. Психолог должен помочь обучающимся осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из них отличаются от их собственных, что любые ценноcти коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития. Мыслители доказывают, что только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую [14].

Являясь ключевым понятием в системе этнопсихологических феноменов, проблематика развития этнического самосознания находится на стыке интересов истории, философии, этнологии, социологии, педагогики и психологии. В современной российской науке анализ категорий этничности, этнической идентичности осуществлялся и осуществляется такими исследователями, как: С.А Арутюнов, Ю.В. Арутюнян, А.Я. Зарипов, А.А. Леонтьев, Г.У. Солдатова, В.А. Ядов и др. [1,2,3,5,14]. Большую перспективу открыло (для России, прежде всего, благодаря работам В.А. Тишкова) использование конструктивистского и инструменталистского подхода [8]. Благодаря этим подходам этническая идентичность практически становится основным аргументом этничности, а состояние этнической идентичности - одной из основных проблем сохранения мира в поликультурном обществе.

Среди зарубежных исследователей, разрабатывающих проблемы этничности, этнических групп, этнической идентичности, идентификации идентичности, можно назвать таких исследователей, как Х. Айзекс, Б. Андерсон, Ф. Барт, П. Ван Ден Берге, Э. Геллнер, К. Гирц,  Н. Глейзер, Дж. Де Вое, А. Коэн, Дж. Нейджел, С. Олзак, Д. Мак-Кэй, Д. Мойнихан, Дж. Окамура, Г. Теджфел, Д. Тернер, Э. Хобсбаум, Д. Хоровиц, Э. Эриксон и др. [4,10,12].

Итак, этническая идентичность это составная часть социальной идентичности личности, которая является  осознанием своей принадлежности в конкретной этнической общности [5, с.38].

Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и её оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства, т.е. её аффективный компонент [12, с.461]. Как отмечает Г.У. Солдатова, «достоинство, гордость, патриотизм, обида, страхи являются важнейшими оценками межэтнического сравнения. Эти чувства эмоционально связаны с этнической общностью и морально обязаны по отношению к ней, развивающиеся в процессе социализации индивида» [7, с.114].

Тем не менее, проблема развития этнической идентичности  личности обучающихся в условиях национальной гимназии  остается спорной и до конца нерешенной. Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования: изучение развития этнической идентичности обучающихся средней ступени в национальной гимназии. Объект исследования - личность школьников. Предметом исследования была выбрана этническая идентичность личности обучающихся средней ступени.

Мы предположили, что развитие этнической идентичности личности в условиях национальной гимназии, будет эффективным, если: в содержании образования гимназии включены изучение предметов и внеурочная деятельность, связывающие между собой изучение культур народов, представленных в национальной гимназии; организован психологический мониторинг развития этнической идентичности обучающихся.

В исследовании применялись следующие психодиагностические методики:

- анкета на тему: «Этнокультурологическая подготовка обучающихся и уровень этнокультурологического образования» [9],

- методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой [7],

- экспресс-опросник «Индекс толерантности» [2],

- опросник, дифференцирующий агрессивное поведение, А. Басса и А. Дарки [4].

Практическое значение  работы состоит в том, что впервые в данных учебных заведениях была проведена комплексная программа по диагностике этнической идентичности личности обучающихся. В основу исследования положена классификация этнической идентичности  Г.У. Солдатовой  [7]. Также результаты этого исследования могут быть использованы в совместной работе психологов и педагогов по развитию этнической идентичности в других образовательных учреждениях.

Базой исследования были взяты две параллели 5 и 9 классов двух школ. В качестве экспериментальных групп были выбраны: 20 человек из 5-Б класса и 20 человек из 9-Б класса  МБОУ «Национальная Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»; в качестве контрольных групп – 20 человек из 5-А класса и 20 человек из 9-А класса  МОУ «СОШ № 26  г. Йошкар-Олы». Исследование выполнено в период сентября - ноября 2013 года.

Развитие этнической идентичности – это не только осознание своей тождественности, но и этнические чувства, которые опираются на эмоциональные связи человека, формирующиеся в процессе социализации индивида [11]. Гимназия должна формировать у обучающихся опыт этнокультурного самовыражения, поэтому в психологическом процессе необходимо создавать условия, побуждающие обучающихся приобщаться к образцам этнокультурных действий, стимулирующие у них интерес, чтобы следовать им в своей жизнедеятельности, в повседневном общении [6].

Исследование показало, что развитие этнокультурологической подготовки имеет положительную динамику. Анализ полученных нами результатов в экспериментальных группах позволяет сделать следующие выводы: в сравнении с 5 экспериментальным классом у девятиклассников отсутствует отрицательное отношение к новому ученику в классе; девятиклассники в четыре раза больше смотрят национальные передачи, чем пятиклассники; в 5-м классе видят идеал ученика свой школы воспитанным на народных традициях – 20%, а в 9-м – 90%; старшеклассники экспериментальной группы считают, что нужно воспитываться на народных традициях, а не только быть эрудированным и грамотным.

В контрольных группах эти изменения не выражены или есть тенденция к снижению этнической идентичности и толерантности: у девятиклассников повышено отрицательное отношение к новому ученику в классе; они не смотрят национальные передачи, как и пятиклассники; в 5-м классе видят идеал ученика своей школы воспитанным на народных традициях – 20%, а в 9-м – 15%.

Корреляционный анализ показал сильную связь между параметрами: социальная толерантность и этническая толерантность; индекс агрессивности и этническая толерантность. Следовательно, в обеих группах выявлены тесные прямые связи между видами толерантности и тесная обратная связь между типами толерантности и показателями агрессивности, но в контрольной группе эти связи несколько сильнее.

В целом типы этнической идентичности имеют различия между группами: в экспериментальных группах высокого уровня нет ни у одного типа, а в контрольной группе  2 типа имеют высокие уровни – этническая индиффирентность и этноэгоизм; также в контрольной группе учащиеся имеют достаточно высокие показатели по этнонигилизму, т.е. они стесняются своей этнической принадлежности и стараются отречься от нее.

Исследование уровня толерантности показало значительные различия  между группами. В экспериментальной группе преобладает высокий и средний уровни толерантности, а в контрольной группе испытуемые в большинстве имеют средний и низкий уровень толерантности.

Все обучающиеся имеют различия в проявлении агрессивного поведения и враждебности. В экспериментальных группах имеется низкий и средний уровень агрессивности и враждебности, а в контрольных группах – средний и высокий уровень агрессивности и враждебности. Поэтому в контрольной группе, такие формы поведения обучающихся могут привести к неадекватному поведению в обществе, повышенной возбудимости, неуравновешенности в сложных обстоятельствах, в трудных жизненных ситуациях.

Таким образом, гипотеза доказана, развитие этнической идентичности личности в условиях национальной гимназии, будет эффективным, если: в содержании образования гимназии включены изучение предметов и внеурочная деятельность, связывающие между собой изучение культур народов, представленных в национальной гимназии; организован психологический мониторинг развития этнической идентичности обучающихся.

Понимая, что развитие этнической идентичности и толерантности снижает уровень межнациональных конфликтов, нужно развивать осознание собственной неповторимости в каждом из наших воспитанников, развивать самосознание ребенка и подростка, при котором он осознает себя и членом этноса, также будет чувствовать себя носителем культуры и членом полинациональной общности.

 

Литература

  1. Арутюнов  С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 2002. – 602 с.
  2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, B.C. Кондратьев. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 285 с.
  3. Зарипов А.Я. Этническое сознание и этническое самосознание /  А. Я. Зарипов, Ф. С. Файзуллин. -  Уфа: Гилем, 2010. – 280 с.
  4. Кросс-культурная психология: цели и методы исследований. Этология человека и смежные дисциплины / под ред. М.Л. Бутовской. -  М.: Аванта, 2004. – 364 с.Леонтьев   А.А. Личность   как   этническая   категория / А.А. Леонтьев // Советская этнография. - 2013. -  №3. -  С. 35-44.
  5. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности / А.Б. Панькин. – М.: МПСИ - Модэк, 2012. – 272 с.
  6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Психология, 2009. – 118 с.
  7. Тишков В.А. О феномене этничности / В. А. Тишков // Этнографическое обозрение. - 1997.- № 3. - С. 3-20.
  8. Федорова С.Н. Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа (компетентностный подход) / С.Н. Федорова. – Йошкар – Ола: Стринг, 2004. – 116 с.
  9. Федорова С.Н. Этнонаправленная педагогическая деятельность в различных звеньях системы образования: Монография / С.Н. Федорова. – М.: Институт национальных проблем образования, 2006. – 192 с.
  10. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - 2004. - № 4. - С. 29-32.
  11. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. – М.: Психология,  2009. - 564 с.
  12. Этнокультурологическая подготовка обучающихся в условиях гимназии: Научно-методический сборник / под ред. С.Н. Федоровой. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2009. – 130с.
  13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2007. - 567 с.