Приветственное слово Попова Л.М. участникам конференции

Психологическое сопровождение образования предполагает синтез теоретического понимания человека как сложный системно-структурной организации и его способности быть на практике инициативной, ответственной творческой личностью, то есть субъектом образовательного процесса.

В учебном процессе всегда осуществляется многомерное взаимодействие человека, которого обучают и всего того, что ему противостоит: преподаватели, администрация учебного заведения, наконец – то информационное пространство, в которое входит студент.

Студент – это, прежде всего человек, который помещается на долгие ученические годы в процесс приобщения к избранной им культуре (естественной, гуманитарной, социально-политической). В процессе обучения он проходит этап социализации, приобщаясь к математике, истории, правоведению, химии, экономике и т.д.

Чтобы стать компетентным специалистом, студенту необходимо, прежде всего, овладеть накопленной до него профессиональной культурой, которую в него “вводят” компетентные педагоги. Для этого обучаемый должен использовать свои способности к познанию с учетом индивидуальных способностей к адекватному восприятию, образному, теоретическому, эмпирическому мышлению, произвольному вниманию, оперативно-долговременной памяти. Кроме того, нельзя его оставлять безучастным, равнодушным к этой деятельности.

Важным становится степень личного участия студента в приобщении к знаниям. В рамках данного подхода формируется будущий специалист с задатками аккуратного исполнителя чужой воли.

И это первая истина.

Вторая истина гласит в метафорическом варианте, что обучаемый человек – это не столько сосуд, который надо наполнить знаниями, сколько сосуд, к которому надо лишь умело поднести педагогический факел и он загорит, то есть обучаемый, говоря современным психологическим языком, становится субъектом образовательной деятельности. Студент как субъект характеризуется высоким внутренним интересом к избранной деятельности, он инициатор выхода за границы того материала, который входит в обязательную программу. Он стремится понять возможность применения знаний в практике.

Искусство преподавания состоит в том, чтобы во время обнаружить такого студента и поднести свой педагогический факел к этому инициатору. Нет секрета в том, что если преподаватель сам находится в инициативном поиске путей решения научной проблемы, он втягивает в свою деятельность и пытливых студентов как равноправных единомышленников. Главное здесь – взаимное уважение и доверие.

Творческий поиск студента начинается там, где педагог не столько приобретает к накопленной культуре (знанию), сколько побуждает свободно ориентироваться в системе накопленного знания и производить новое знание через эксперимент, практику, создание виртуальных моделей.

Целесообразно в этом случае работать над совместным учебно-исследовательским проектом. Тогда психологическое сопровождение становится не менторским, а совместно-исследовательским.

 

С уважением,

Член Международной академии психологических наук,

Доктор психологических наук, профессор

Заслуженный деятель науки Республики Татарстан

Л.М. Попов