Приветственное слово

Уважаемые участники конференции

 

Вы своим участием еще раз доказываете простую истину – психологическое знание нужно всем людям. Все мы имеем свой внутренний мир. В психологической науке он предельно дифференцирован на психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, память), на психические состояния, которые обстоятельно представлены в главах по эмоциям и чувствам. Наконец, отечественная и зарубежная психология особое внимание уделяют тому, что рассматривается как свойства личности, черты ее характера. Основная цель науки – выявить (диагностировать), построить и предсказать на основе этой модели поведение. Чтобы понять всю многомерную глубину внутреннего мира научные психологи скрупулезно, статистически изучают каждый процесс, каждое состояние и черту характера. Конечно, теоретический анализ психологических феноменов приближает нас к открытию истины – что такое психика, внутренний мир. И – приближает к предсказанию. Но есть много ошибок в предсказании. Здесь перед нами открывается неожиданное суждение: психологию человека и его внутренний мир нельзя понять только через науку, через ее систему положений, методов анализа. Наука – это точное знание отдельных, отделенных элементов внутреннего мира. А внутренний мир целостен. Ваша мама говорит: «Душа у меня болит за тебя, за твою судьбу». Как ты можешь измерить эту боль, определить, какое включить коррекционное действие, чтобы она не болела. В этих случаях и существует не совсем научный целостный подход к человеку и его внутреннему миру. Издавна в ненаучной психологии люди понимали, что все мы отличаемся друг от друга не только внешне, но и внутренне. И тогда появилась необходимость угадывать вероятностные действия, возможное поведение человека, исходя из наблюдения за ним, исходя из своей интуиции и здравого смысла. И эта практикоориентированная диагностика, способность к предвидению действий человека в условиях неполного знания часто бывает более адекватной, чем предсказание, построенное на научной основе.

Отсюда: психология – это наука и искусство понимания другого человека, это соединение в одной области знания функций левого (рационального) и правого (иррационального, интуитивного) полушарий, которые по принципу взаимодополнительности должны помогать нам постигать человека, его внутренний мир, его психику.

Внутренний мир глазами науки – это конгломерат несмешивающихся ингредиентов, где каждый из них не растворился в целом. Внутренний мир  человека глазами искусства – это нечто единое целое, из которого бессмысленно выделять каике-либо самостоятельно существующие ингредиенты. Как можно отделить в воде водород и кислород?

Итак, только взаимодополнительность науки и искусства-практики приближают нас к истине об устройстве внутреннего мира человека и предсказанию его вероятностного поведения.

 

С уважением,

Член Международной академии психологических наук,

Доктор психологических наук, профессор

Заслуженный деятель науки Республики Татарстан

Л.М. Попов