Зайкова В.Г.,
ГБОУ РМЭ «Многопрофильныйлицей-интернат»,
Российская Федерация, Республика Марий Эл, п. Руэм
Психологическая служба образования как один из компонентов целостной системы образования имеет целью своей деятельности психологическое здоровье обучающихся. В частности в Региональном Центре цель психолога - поддержка мотивированных в познании детей и использование научно-методических подходов в данном направлении. Основная задача – содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей. А для того, чтобы определить психологические особенности обучающихся необходимо исследовать у них когнитивные, характерологические, мотивационно-волевые сферы. И обозначить направления для дальнейшей работы с учащимися.
В Центре обучаются самые интеллектуально одарённые обучающиеся Республики Марий Эл. Одна из особенностей у этих детей по сравнению со своими сверстниками – это превосходство уровня интеллекта. Все дети участники республиканских и региональных олимпиад по предметам своего профиля. Интеллектуальный уровень учащихся в основном высокий, иногда выше среднего. Результат определяется по успешности в процессе учения и по методике «Краткий ориентировочный тест», который выявляет интегральный показатель общих способностей.
Целевой аудиторией психологического сопровождения являются обучающиеся Регионального Центра по работе с одаренными детьми. Формы обучения очная и заочная (с применением технологий дистанционного обучения). Профили: биология, химия, физика, математика, русский язык. Количество групп – 13. Возрастная категория: с 8-10 классы. Занятия психолога проводятся во время очного обучения (очная сессия три раза в год, длительность одной сессии одна неделя).
Модель сопровождения психолога обучающих Регионального центра:
- Изучить психологические особенности учащихся при помощи тестирования.
- Индивидуальные консультации по ознакомлению результатами диагностики. Анализ и рекомендации для дальнейшего развития личности.
- Групповые профилактически-развивающие занятия с элементами тренинга по программе «Многогранность личности».
Профилактически-развивающая работа.
В современном мире поток информации и усвоение её даёт определённую нагрузку на психологическое состояние человека. У детей с углубленным изучением выбранного профиля усиленная учебная нагрузка. Им необходимы для снятия напряжения различные приемы релаксации и методы для работы над собой.
Профилактически-развивающая работа ведётся по программе «Многогранность личности», автор-составитель Зайкова В.Г. Наиболее эффективным является использование в ходе групповой работы метод включения группового обсуждения различных ситуаций. В программу включены методы релаксации, приёмы осознания своих поступков и действий. Заимствованы упражнения по активизации работы обоих полушарий головного мозга из кинесиологической программы «Гимнастика мозга» разработанной Пол Денисон и Гейл Денисон[1]. Гимнастика Мозга представляет собой систему быстрых, занимательных и повышающих энергию тела упражнений. Упражнение «Крюки» - восстанавливает равновесие после стрессов, даёт позитивный настрой. «Перекрёстный шаг» - активизирует одновременно правое и левое полушария головного мозга. «Кнопки мозга» - стимулирует нервную трансмиссию в синапсах мозга, даёт ясность понятий. Вода – как средство передачи и переноса энергии в теле, повышается энергия в организме человека.[2] Данный опыт можно применить в различных жизненных этапах. Знать и чувствовать своё тело, свой внутренний мир необходим каждому человеку. Чтобы эффективно усвоить заданный материал, желательно уметь за короткое время расслабиться и снять напряжение. И со свежей силой продолжить процесс обучения.
Цель программы: развитие необходимых психологических методов и приёмов, позволяющих расслабиться, снять напряжение, контролировать свои внутреннее состояние. Основная задача - выработать умения вовремя сбрасывать напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабиться. Находить резервы для эффективной работы над самим собой и развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Программа рассчитана на 9 часов. Проводится три раза во время каждой сессии. Занятия состоят из вступительной части (приветствие, мини-лекция на выбранную тему); основная часть (упражнения релаксации, арт-терапевтические упражнения и др.); заключительная часть (подведение итогов, рефлексия).
Темы и цели занятий:
- Атмосфера в группе. Цель: создание благоприятного условия для работы тренинговой группы.
- Самопознание. Цель: Осознание самого себя, контактируя в группе.
- Раскрытие личностных особенностей. Цель: углубить самопознание участников.
- Внутреннее напряжение. Цель: выработка навыков снятия напряжения.
- Внутренние ресурсы. Цель: нахождение внутренних ресурсов для преодоления усталости.
- Гимнастика мозга. Цель: вырабатывание навыков к использованию специфических операций мышления.
- Методы совершенствования личности. Цель:ознакомление системой, направленной на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксация чувств.
- Загадка нашего тела. Цель: формирование осознания языка тела, освобождение от мышечных напряжений.
- Завершающее занятие. Цель: Выработка умения расставаться.
Вывод: во-первых, диагностика проводится для того, чтобы учащиеся знали свои психологические особенности. Во-вторых, консультация психолога – ознакомление с результатом и анализ тех качеств, выявленных во время диагностики. (В каких ситуациях в жизни проявляются те или иные качества и как часто? Каким образом они влияют на продуктивность жизнедеятельности? Осознать, что необходимо изменить в себе? Какие особенности необходимы приобрести? В данном случае поддержка и рекомендации психолога необходима. В-третьих, групповая профилактически-развивающая работа. Совместная деятельность группы облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания; помогает быстрее преодолеть существующие противоречия в личностном развитии обучающегося.
Обучающиеся Регионального Центра эффективно усваивают знания по профилям. Данная программа способствует им успешно усвоить заданный объём материала по предметам. Знать себя, уметь снимать напряжение, расслабиться и отдохнуть, работать со своим телом, регулировать работы полушарий головного мозга - всё это помогает постичь поставленной перед собой цели.
[1] Организация Образовательной Кинесиологии США.
[2] Путеводитель для обучающихся по программе «Гимнастика Мозга», часть 1. С. 5
Валентина Геннадьевна долго работает педагогом-психологом в школе. У нее достаточно большой и результативный опыт работы с одаренными детьми. Учащиеся с большим желанием, удовольствием посещают занятия педагога. Действительно, на одаренных детей ложится большая учебная нагрузка, что влияет на их психологическое состояние. Необходимо вовремя снять это напряжение. Психолог использует различные приемы релаксации и методы для работы над собой.
Статья актуальна.Система работы по сопровождению одарённых разработана достаточно интересно. Желаю удачи!
Статья актуальна.Система работы по сопровождению одарённых детей разработана достаточно интересно. Продолжайте работать в этом направлении. Ваша работа востребована. Желаю удачи!