Зайкова В.Г. Сопровождение психологом интеллектуально одарённых детей в Региональном центре

 

Зайкова В.Г.,

ГБОУ РМЭ «Многопрофильныйлицей-интернат»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, п. Руэм

 

Психологическая служба образования как один из компонентов целостной системы образования имеет целью своей деятельности психологическое здоровье обучающихся. В частности в Региональном Центре цель психолога - поддержка  мотивированных в познании детей и использование  научно-методических подходов в данном направлении. Основная задача – содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей. А для того, чтобы определить психологические особенности обучающихся необходимо исследовать у них когнитивные, характерологические, мотивационно-волевые сферы. И обозначить направления для дальнейшей работы с учащимися.


В Центре обучаются самые интеллектуально одарённые обучающиеся Республики Марий Эл. Одна из особенностей у этих детей по сравнению со своими сверстниками – это превосходство уровня интеллекта. Все дети участники республиканских и региональных олимпиад по предметам своего профиля. Интеллектуальный уровень учащихся в основном высокий, иногда выше среднего. Результат определяется по успешности в процессе учения и по методике «Краткий ориентировочный тест», который выявляет интегральный показатель общих способностей.


Целевой аудиторией психологического сопровождения являются обучающиеся Регионального Центра по работе с одаренными детьми. Формы обучения          очная         и заочная (с применением технологий дистанционного обучения). Профили: биология, химия, физика, математика, русский язык. Количество групп – 13. Возрастная категория: с 8-10 классы. Занятия психолога проводятся во время очного обучения (очная сессия три раза в год, длительность одной сессии одна неделя).


Модель сопровождения психолога обучающих Регионального центра:

 

  1. Изучить психологические особенности учащихся при помощи тестирования.
  2. Индивидуальные консультации по ознакомлению результатами диагностики. Анализ и рекомендации для дальнейшего развития личности.
  3. Групповые профилактически-развивающие занятия с элементами тренинга по программе «Многогранность личности».

Профилактически-развивающая работа.


В современном мире поток информации и усвоение её даёт определённую нагрузку на психологическое состояние человека. У детей с углубленным изучением выбранного профиля усиленная учебная нагрузка. Им необходимы для снятия напряжения различные  приемы релаксации и методы для работы над собой.


Профилактически-развивающая работа ведётся по программе «Многогранность личности», автор-составитель Зайкова В.Г. Наиболее эффективным является использование в ходе групповой работы метод включения группового обсуждения различных ситуаций. В программу включены методы релаксации, приёмы осознания своих поступков и действий. Заимствованы упражнения по активизации работы обоих полушарий головного мозга из кинесиологической программы «Гимнастика мозга» разработанной Пол Денисон и Гейл Денисон[1]. Гимнастика Мозга представляет собой систему быстрых, занимательных и повышающих энергию тела упражнений. Упражнение «Крюки» - восстанавливает равновесие после стрессов, даёт позитивный настрой. «Перекрёстный шаг» - активизирует одновременно правое и левое полушария головного мозга. «Кнопки мозга» - стимулирует нервную трансмиссию в синапсах мозга, даёт ясность понятий. Вода – как средство передачи и переноса энергии в теле, повышается энергия в организме человека.[2] Данный опыт можно применить в различных жизненных этапах. Знать и чувствовать своё тело, свой внутренний мир необходим каждому  человеку. Чтобы эффективно усвоить заданный материал, желательно уметь за короткое время расслабиться и снять напряжение. И со свежей силой продолжить процесс обучения.


Цель программы: развитие необходимых психологических методов и приёмов, позволяющих расслабиться, снять напряжение, контролировать свои внутреннее состояние. Основная задача - выработать умения вовремя сбрасывать напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабиться. Находить резервы для  эффективной работы над самим собой и развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.


Программа рассчитана на 9 часов. Проводится три раза во время каждой сессии.  Занятия состоят из вступительной части (приветствие, мини-лекция на выбранную тему); основная часть (упражнения релаксации, арт-терапевтические упражнения и др.); заключительная часть (подведение итогов, рефлексия).


Темы и цели занятий:

 

  1. Атмосфера в группе. Цель: создание благоприятного условия для работы тренинговой группы.
  2. Самопознание. Цель:  Осознание самого себя,  контактируя в группе.
  3. Раскрытие личностных особенностей. Цель: углубить самопознание участников.
  4. Внутреннее напряжение. Цель: выработка навыков снятия напряжения.
  5. Внутренние ресурсы. Цель: нахождение внутренних ресурсов для преодоления усталости.
  6. Гимнастика мозга. Цель: вырабатывание навыков к использованию специфических операций мышления.
  7. Методы совершенствования личности. Цель:ознакомление системой, направленной  на улучшение  функционирования тела: чувственное сознание и релаксация чувств.
  8. Загадка нашего тела. Цель: формирование осознания языка тела, освобождение от мышечных напряжений.
  9. Завершающее занятие. Цель: Выработка умения расставаться.

Вывод: во-первых, диагностика проводится для того, чтобы учащиеся знали свои психологические особенности. Во-вторых, консультация психолога – ознакомление с результатом и анализ тех качеств, выявленных во время диагностики.  (В каких ситуациях в жизни проявляются те или иные качества и как часто? Каким образом они влияют на продуктивность жизнедеятельности? Осознать, что необходимо изменить в себе? Какие особенности необходимы приобрести? В данном случае поддержка и рекомендации психолога необходима. В-третьих, групповая профилактически-развивающая работа. Совместная деятельность группы облегчает процесс самораскрытия, самоисследования и самопознания; помогает быстрее преодолеть существующие противоречия в личностном развитии обучающегося.


Обучающиеся Регионального Центра эффективно усваивают знания по профилям. Данная программа способствует им успешно усвоить заданный объём материала по предметам. Знать себя, уметь снимать напряжение, расслабиться и отдохнуть, работать со своим телом, регулировать работы полушарий головного мозга - всё это помогает постичь поставленной перед собой цели.

 

 


[1] Организация Образовательной Кинесиологии США. 

[2] Путеводитель для обучающихся по программе «Гимнастика Мозга», часть 1. С. 5

 

Петрова Эльвира...
Сопровождение психологом интеллектуально одаренных детей в Регио

Валентина Геннадьевна долго работает педагогом-психологом в школе. У нее достаточно большой и результативный опыт работы с одаренными детьми. Учащиеся с большим желанием, удовольствием посещают занятия педагога. Действительно, на одаренных детей ложится большая учебная нагрузка, что влияет на их психологическое состояние. Необходимо вовремя снять это напряжение. Психолог использует различные приемы релаксации и методы для работы над собой.

Волкова Алевтин...
Статья актуальна.Система

Статья актуальна.Система работы по сопровождению одарённых разработана достаточно интересно. Желаю удачи!

Волкова Алевтин...
Статья актуальна.Система

Статья актуальна.Система работы по сопровождению одарённых детей разработана достаточно интересно. Продолжайте работать в этом направлении. Ваша работа востребована. Желаю удачи!

Тема заблокирована