Актуальность проблемы социально-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников

Куриленко Е. Е.,

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва,

Республика Казахстан, г. Астана

 

Тема самоопределения представляет немаловажную проблему на сегодняшнем этапе формирования нашего общества, объясняясь различными проблемными ситуациями, возникающими в течении всего нашего существования. В связи с этим, педагогические науки включают навыки самоопределения в число ключевых характеристик культуры личности. Поэтому образование и способствует созданию таких условий, которые необходимы для успешного развития способностей к самоопределению.

Однако современная модель образования в большей степени направлена на выбор специальности и получение профессионального образования. Данное направление, безусловно, имеет важно значение, но прежде чем создавать профессионально-ориентированное обучение необходимо включить в школы сопровождение жизненного, личностного и социального самоопределения.  Это можно проследить в Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, где указываются факторы негативно влияющие на развитие системы образования «ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности; недостаточное отражение в содержании образования направленности на развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, на формирование мотивов профессионального самоопределения, выстраивания жизненных перспектив..» [1].

В данное время в общеобразовательных учреждениях главный упор делают на подготовку учеников к сдаче  выпускного тестирования или экзамена, и на основе полученных результатов решается дальнейшая жизнь подростков. Прогрессирующая жизнь, обучение, материальное благополучие, образованность - под всем этим утрачивается непосредственный смысл образовательной системы, пропадают ценности и жизнь измеряется в социальных суждениях об "успешности". От наших усилий зависит развитие человека способного благополучно проживать свою жизнь, на высшем уровне применяя возможности, самореализуясь в условиях общественной деятельности, обретая свою индивидуальность и реализуя свои способности, что повлечёт за собой формирование успешного гражданина современного общества.

Основной целью в самоопределении считается обеспечение независимости обладать ценностями жизни, способность брать на себя ответственность за постановку целей и планов их достижения, возможностей в обладании нынешними и текущими доходами и навыками самоутверждения и активной роли в принятии решений.

Социально-педагогическое сопровождение занимает важное место в самоопределении подростков и соответственно, данный вопрос затрагивался многими учёными. Особый вклад в область самоопределения и педагогической поддержки был сделан А.Я. Журкиной, Н.С. Пряжниковым, С.В. Сальцевой, С.Н. Чистяковым и др.; изучения, отображающие специфику социально-педагогической деятельности освещены в трудах В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, О.П. Елисеева, И.А. Липского, А.В. Мудрика, А.В. Мардахаева, Р.В. Овчаровой и Г.Н. Филонова. Интерес для теоретического анализа и практической деятельности представляют труды зарубежных учёных Эдварда Л. Деси, А. Лэнгле, Ричарда М. Райана, В. Франкла, М. Шелера, Д. Халперн. Анализ существующих исследований показал, что проблемы социально-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы не приобрели необходимого отражения и требуют доработки в практическом исполнении.

Социально-педагогическое сопровождение, по мнению М.И. Рожкова, в главную очередь, направлено на поддержку подростка в построении им своих социальных отношений, на обучение подростка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации [2].

В труде Л.В. Мардахаева встречается такое определение: социально-педагогическое сопровождение представляет собой совместное движение социального педагога и воспитанника, его родителей на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки [3].

Выполнение социально-педагогического сопровождения позволяет поддержать человека в поиске и исполнении решения трудного вопроса, вводится помощь и содействие в понимании трудностей и формируются условия для полноценного и комфортного развития личности. Так же организуется наблюдение за психологическим и жизненным состоянием учащихся, для оказания помощи в самопознании и получения способности независимого преодоления возникающих проблем. Таким образом, можно определить, что задачей такого сопровождения представляется индивидуальное развитие и адекватный процесс вхождения человека в социальную среду.

Что же касается самоопределения, то оно как отмечает Л.И. Божович - заключается в осознании себя в качестве члена общества, при этом субъект обретает новую общественно значимую позицию [4]. Самоопределение начинается в подростковом возрасте, когда субъект становится перед необходимостью планировать своё будущее.

Самоопределение включает такие аспекты самоидентификации, как семейная, половозрастная, расовая, этническая, социальная, гражданская, профессиональная, конфессиональная и т.д. И данные аспекты влияют на ориентирование в многомерной социальной жизни, помогают в поиске опоры, ориентиров и оснований [5].

Самоопределение, как психологическая конструкция, относится к волевым действиям людей, основанным на их собственной воле, и самоопределяемое поведение происходит от преднамеренного, осознанного выбора и решения [6].

Самоопределение содействует осуществлению человека в своей жизни и профессии.  И в случае если индивид реализовался в этом течении, то он осознает себя, проживает избранные ценности, определяется в индивидуальном содержании, имеет навык оставаться ответственным за собственный выбор и собственную жизнедеятельность. Это всё является проблемой-вызовом всех людей.

Исходя из предложенных дефиниций, можно выразить ключевые направления социально-педагогического соповождения самоопредления старшеклассников, какие посодействуют обучающемуся в познании собстенного призвания, подборе специальности, а также сохрании внутреннего согласия и адекватным взаимотношениям с окружающим миром:

  • подготовка старшеклассников для вхождения в систему социальных отношений;
  • организация учеников к независимому решению актуальных экзистенциальных вопросов;
  • помощь в выборе социальной роли и их выполнение;
  • стимуляция саморазвития школьника на основе рефлексивной оценки совершившихся жизненных событий.

Социально-педагогическое сопровождение учащихся выпускных классов подразумевает под собой взаимодействие общеобразовательного учреждения и общества для взаимопомощи и содействия старшеклассникам в нахождении приемлемого вида поведения, выбора наилучшего варианта выхода из затруднительного положения, решения экзистенциальных вопросов, избавления от напряжённых ситуаций и жизненных трудностей.

Сопровождение состоит из компонентов, с помощью которых, выполняется направленность на создание условий субъективного пространства экзистенциального выбора, опыта социальных отношений, конструктивного решения внутриличностных дилемм и предусматривается сформированность рефлексивных и прогностических компетентностей старшеклассников, организуется практика их применения в различных жизненных событиях.

При анализе исследований и литературы, направленных на самоопределение, обозначились главные характеристики самоопределившегося подростка:

  • Осведомлённость о личных предпочтениях, интересах, сильных сторонах и ограничениях;
  • Возможность рассмотреть несколько вариантов и предвидеть последствия решения проблемы;
  • Способность инициировать и принимать меры, когда это необходимо;
  • Умение ставить цели и действовать по направлению к ним;
  • Стремление к независимости;
  • Способность к саморегуляции поведения;
  • Адекватная самооценка;
  • Умение использовать коммуникативные навыки;
  • Способность взять на себя ответственность за действия и решения;
  • Уверенность;
  • Способность к творчеству.

Процесс самоопределения предполагает под собой поиск целей жизни, на базе воспринимаемого, установленного, либо сформированного  человеком целостного отношения с миром, с окружением, к другим народам и лично к себе, а кроме того его индивидуальная концепция актуальных смыслов и основ, ценностей и эталонов, способностей и возможностей, ожиданий и устремлений. Самоопределившийся человек не только лишь определяет цели существования, раскрывая собственную неповторимость, но и в свою очередь подбирает и планирует собственную карьеру и профессиональный путь.

При самоопределении старшеклассников, важная роль отводится возрастным психологическим особенностям и личностным новообразованиям, которые зависят от уровня духовно-нравственного развития учащегося, а также от его самооценки, способности преодолевать эмоциональные импульсы, увеличивать контакты с социальными ценностями, расширять границы субъективной картины мира, следовать личному голосу совести и исполнению экзистенции.  На этом определяется главная цель и основные задачи социально-педагогического сопровождения самоопредления старшеклассников.

Цель: создание условий для формирования старшеклассниками готовности к самоопределению и включение их в процесс решения задач экзистенциального характера.

Задачи:

  • Приобщение старшеклассников к общечеловеческим ценностям;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Создание условий для саморазвития личности;
  • Повышение уровня профессионального самоопределения;
  • Формирование компетенций для экзистенциального выбора.

При успешном выполнении предоставленных задач, социально-педагогическое сопровождение сумеет обеспечить становление социально зрелой личности, что в состоянии независимо поставить жизненные миссии, разрешать их, нести ответственность за собственную активность, поступки, действия и принимать участие в исполнении стратегических программ формирования общества, профессиональной и гражданской самореализации.

Из вышесказанного следует, что самоопределение значительно влияет на жизнь людей, а также способствует формированию полноценного гражданина современного общества, способного улучшить жизнь как свою так и в целом окружающего мира и поэтому создание социально-педагогического сопровождения необходимо для полноценного выполнения главных целей и задач среднеобразовательных учреждений.

 

Список использованных источников:

  1. Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения.– Астана, 2006. - 73с.
  2. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика: учебное пособие для вузов. М., 2008.
  3. Мардахаев Л.В. М25 Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. – 241с.
  5. Байдельдинов Л.А. К вопросу об этнической самоидентификации личности // Саясат. — 1998. — №8. — С. 41—46.
  6. Multivariate Analysis of the Self-Determination of Adolescents / Nota L., Soresi S., Ferrari L., Wehmeyer M. L. // A Published online: 21 February 2010, Springer Science+Business Media B.V. 2010. P.245–266