Альфимова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся 1 классов в рамках реализации ФГОС в МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы»

 

Альфимова И.В.,

МБОУ «Гимназии № 14 г. Йошкар-Олы»

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

 

Реализация ФГОС второго поколения предполагает особое психолого-педагогическое сопровождение начального общего образования, которое включает в себя целый ряд мероприятий, таких как, стартовая диагностика и коррекционно-развивающие занятия.


Стартовая диагностика (первичная и повторная) рассчитана на четыре рабочих месяца (сентябрь – октябрь, апрель-май) и включает в себя комплекс диагностических методик. В ходе психолого-педагогической диагностики изучается: состояние пространственного, зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена. Исследуется развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; навыки конструктивного общения в процессе учебной деятельности; способность к саморегуляции.


В реализации диагностического исследования принимают участие как психологи и логопеды, так и классные руководители первых классов.


Весь процесс обследования (и первичного, и повторного) разделен на 4 основных этапа:


1) диагностика развития личностных универсальных учебных действий;

2) диагностика развития регулятивных универсальных учебных действий;

3) диагностика развития познавательных универсальных учебных действий;

4) диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий.


Процесс развития личностных УУД первоклассников изучается в результате обследования уровня развития школьной мотивации, сформированности учебно-познавательного интереса, способности школьников к дифференциации моральных и конвенциональных норм, развитие самооценки школьников, характера атрибуции успеха/неуспеха.


Процесс развития коммуникативных УУД первоклассников изучается в результате обследования способности детей к учету позиции собеседника, а также их способности к сотрудничеству в ходе учебной деятельности.


Развитие регулятивных УУД первоклассников изучается посредством обследования уровня сформированности целеполагания и самоконтроля, развития внимания и оценки.


Развитие познавательных УУД первоклассников изучался в результате  обследования уровня развития памяти (зрительной и слуховой), мышления, восприятия, речевого развития обучающихся. Кроме этого, была проанализирована общая ориентация первоклассников в окружающем мире, способность школьников ориентироваться на образец и к знаково-символическому моделированию.


По результатам стартовой диагностики проводится качественный и количественный анализ полученных результатов. Проводятся консультативные мероприятия для родителей обучающихся и педагогов работающих в первых классах.


Коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики проводится по нескольким направлениям:


1. адаптационные занятия

2. развитие эмоционально-личностной сферы

3. развитие познавательных процессов.


В период адаптации первоклассников к обучению в школе проводятся занятия по программе «Здравствуй, школа!» Н.В. Пилипко, где реализуются следующие задачи:

 

  • выявить и развивать когнитивные умения и навыки, способствующие повышению уровня школьной готовности, формированию предпосылок некоторых компонентов учебной деятельности;
  • развивать коммуникативные умения и навыки, позволяющие ребенку строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в новом коллективе;
  • формировать отношение к себе как к ученику, принятие нового возрастного статуса.

Развитию эмоционально-личностной сферы помогает программа «Волшебная страна внутри нас»,Т. Зинкевич-Евстигнеевой. Цель программы – эмоциональное развитие детей, формирование положительной Я-концепции.


Задачами данной программы являются:

 

  • через игровые методы коррекционной работы обучить конструктивным способам поведения в трудных ситуациях, приемам, позволяющим справиться с излишним волнением и тревогой;
  • снятие страхов, невротических реакций, развитие воображения;
  • сохранение психического здоровья детей и предупреждения эмоциональных расстройств.

Развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий способствует программа Алендеевой О.М. «Шаги к успешности».


В результате всего вышесказанного с уверенностью можно сделать следующий вывод: последовательное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса способствует успешной реализации учебной деятельности, развитию творческих способностей, саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся


Литература

1. Л.П. Кезина, академик РАО; А.А. Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО; А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Окончательный вариант от 6 октября 2009 г.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.

3. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения (из опыта работы школ развивающего обучения) / Отв. Редактор О.Н.Держицкая – М.: Московский центр качества образования, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-9773-0085-8