Бучинская Л. М., Исламова Э.Т. Профессионально-психологическая культура педагога как способ посредничества между развивающейся личностью ребёнка и культурным опытом человечества

 

Бучинская Л. М.,

Исламова Э. Т.

МБДОУ «Детский сад № 61 «Теремок»

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар - Ола

 

В настоящее время расширяются взгляды психолого-педагогического сообщества на проблему повышения профессионального роста педагога. Учитывая важность управленческой и методической работы в данном направлении, особый интерес вызывает психологическая сторона проблемы. Особое внимание обусловлено следующими причинами:


1. В соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта современное образование ставят на ведущее место задачу воспитания активной, творчески развитой личности ребёнка, стремящейся к выявлению и наиболее полному проявлению своих способностей и внутренних ресурсов. Основной акцент образования направлен на необходимость создания условий для наиболее полной самореализации личности воспитанника.


2. Профессионально-психологическая культура педагога рассматривается как способ посредничества между развивающейся личностью ребёнка и культурным опытом человечества, является результатом личностного, индивидуального, профессионального самоопределения педагога в образовательном процессе посредством свободной, самостоятельной, ответственной социальной деятельности, центром которой выступает ребёнок.


Это предъявляет повышенные требования к уровню личностно-профессионального развития каждого педагога, в связи с чем, очень актуальна задача содействия его профессиональному становлению. Становление педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности ребёнка, происходит при осознании им собственных возможностей и потребностей, принятии профессиональной деятельности как желаемой и целесообразной сферы реализации себя. Эффективность профессионального роста педагога зависит, прежде всего, от его внутренней активности, активизации таких внутренних регуляторов, как ценностная ориентация, мотивы деятельности, позитивная самооценка, и инициатива в преодолении профессиональных затруднений. Педагогические установки педагога формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубинно с мировосприятием педагога,  его жизненными смыслами. Несомненно, существенную помощь в изменении педагогических установок воспитателя оказывает работа педагога-психолога с личностью.


В  МБДОУ Детский сад № 61 «Теремок г. Йошкар-Олы» с 2009 года разработана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального становления педагога. Основной целью данной работы является оказание психологической помощи и поддержки  педагогам на пути профессионального становления, посредством обогащения  их психолого-педагогической культуры, осознания и принятия принципов гуманистического взаимодействия и самостоятельного поиска способов личностно-профессионального развития.


Реализация настоящей работы осуществляется в трёх направлениях:


Первое – гармонизация внутреннего мира педагога, нацеленная на ослабление психической напряженности и развитие личностных ресурсов стрессоустойчивости.


Р.В. Овчарова в научном труде «Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом» обращает внимание  на то, что традиционное невнимание к личности самого воспитателя, миф об идеальном педагоге, постоянная демонстрация в лице педагога «сильного» типа личности привели педагога к закрытости, неискренности и другим способам компенсаторного поведения. Сложившийся в педагогической культуре менталитет педагога не позволяет ему думать о себе как некомпетентном в каких-то сферах, имеющем право на ошибку, уязвимом, слабом, нуждающемся в психологической поддержке. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе,  плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. [11] В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приёмами саморегуляции.[8], [9]


В рамках реализации данного направления в МБДОУ Детский сад № 61 «Теремок г. Йошкар-Олы» поводится психоэмоциональный тренинг «Психологическое самочувствие воспитателя». [2], [3], [4] Педагоги обучаются осознанному управлению собственным эмоциональным состоянием, приёмам и способам саморегуляции и самовоздействия в условиях профессиональной деятельности. Цикл практических занятий рассчитан на 16 часов (8 занятий). Каждое занятие содержит упражнения, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения, на развитие способности занимать позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации; формировать позитивное принятие себя. В заключительной части занятия используются упражнения, усиливающие позитивное эмоциональное состояние и  позволяющие сохранить его вне занятий.


Следующее направление в системе оказания психологической помощи педагогу – это повышение мотивации к саморазвитию, осознание внутренних причин профессиональных затруднений и овладение средствами их преодоления.


Педагогам предоставляется возможность, получить информационную помощь и поучаствовать в практических занятиях, содержание которых, нацелено расширить представление педагогов о взаимовлиянии личного и профессионального в педагогическом труде, рассматривая такие понятия, как самоуважение, адекватная самооценка, собственная значимость и самодостаточность. По уровню ценностных ориентаций педагога можно судить, насколько профессиональная деятельность погружена в сферу личностных смыслов педагога. Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новый смысл в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели – все это является факторами, обеспечивающими успешность профессиональной деятельности. Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям и выходить на новый уровень развития.


Третье направление – это ориентация педагога на личностную модель взаимодействия с воспитанниками, основанную на понимании, безусловном принятии и признании прав ребёнка при решении воспитательных проблем.


Педагогу по праву отводится значимая социальная роль в обществе. Он передаёт новому поколению жизненный опыт, накопленный человечеством. Влияние педагога на своих воспитанников реализуется в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности. В педагогическом общении каждый педагог использует свой индивидуальный стиль, свои способы влияния на детей. Одни педагоги открыто заявляют о своих целях и жёстко добиваются их реализации. Они действуют по принципу «цель оправдывает средства» (авторитары). Другие скрывают свои истинные намерения, используя более мягкие средства воздействия, заставляющие ребёнка жить по сценарию педагога, не замечая этого (манипуляторы). Третьи искренне сообщают о своих намерениях, приглашают к совместному обсуждению выбора средств их достижения, глубоко верят в себя и своих воспитанников, их возможности (актуализаторы). [7]


Не менее важная сторона работы психолога – обучение тому, как не манипулировать другими, а добиваться цели более конструктивными способами. Реализуется данное направление в педагогическом тренинге «Найти выход» [5], [10], [12] в ходе, которого, коммуникативная деятельность воспитателя рассматривается как важнейший компонент педагогической деятельности. Воспитатель получает возможность овладеть навыками профессионального сотрудничества и позитивного общения, конструктивными способами взаимодействия с воспитанниками, имеющими особенности в развитии, освоить позицию педагога-фасилитатора, способного стимулировать и инициировать личностное развитие ребёнка с учётом его возможностей.


Эффективность работы по сопровождению профессиональной деятельности педагога оценивалась по следующим критериям: уровень профессионально-психологической культуры педагога,  уровень профессионального выгорания, и уровень сформированности потребности в саморазвитии. Сравнительный анализ результатов обследования за три года показывает тенденцию к повышению уровня профессионально-психологической  культуры педагога, оценивая такие базовые  личностные характеристики как творческая активность (методика В. А. Сластенина), коммуникативность  (по В. А. Кан-Калику тест В. Ф. Ряховского )  и способность к рефлексии (методика А. В. Карпова). [1], [13]


Анализируя показатели эмоционального выгорания [1], можно сказать, что наблюдается тенденция к снижению по всем трём параметрам: эмоциональная истощаемость снизилась с 80 % до 50%; деперсонализация – с 30% до 15%; Редукция профессиональных достижений  - с 10% до 3%;


Потребность в саморазвитии в начале работы проявлялась лишь у 30% педагогов коллектива. В настоящее время она приблизилась к отметке 60%.
 


Таким образом, психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога является необходимым условием в обогащении профессионально-психологической культуры педагога, в формировании его стрессоустойчивости, в приобретении жизненного опыта с доминированием ценностей самоактуализации.


Современный педагог, двигаясь вперёд по своему профессиональному пути, должен помнить, о том, что педагогическая профессия отличается высокой эмоциональной напряжённостью и стрессонасыщенностью, осознавать этот факт и, нести ответственность за свой выбор, формируя культуру самопомощи. [6] Так как сохранение психологического комфорта в профессиональной деятельности  – это, в первую очередь, сбережение трудовых ресурсов; повышение эффективности  воспитания и обучения детей; снижение конфликтности во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами; развитие и закрепление в структуре характера и профессиональных качеств положительных черт; сохранение психического здоровья, и как следствие – создание необходимых условий для формирования нового здорового сознания у подрастающего поколения.


Литература

1. Арон, И. С. Психология здоровья педагога./ И. С. Арон.- Йошкар-Ола, 2008.- 40с.

2. Иванова, Н., Психологическое самочувствие воспитателя/ Н. Иванова, Е. Голубева // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 7.- С.49

3. Иванова, Н. Психологическое самочувствие воспитателя/ Н. Иванова, Е. Голубева // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 8.- С.42

4. Иванова, Н. Психологическое самочувствие воспитателя/ Н. Иванова, Е. Голубева // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 9.- С.56

5. Каминская, М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования/ М. В. Каминская.- Иваново, 1995

6. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития/ В. Г. Маралов.- М.: Академия, 2002.- 256с.

7. Овчарова, Р. В. Технологии практического псхолога образования: Учебн. пос. для студентов вызов и практ. Работников.- М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- 448с.

8. Овчарова, Р. В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом./ Р. В. Овчарова.- Курган: Изд-во Курганского гос. Университета, 2006.- 187с.

9. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2006.

10. Самоукина, Н. В. Психотехнические игры и упражнения и коррекционные программы/ Н. В. Самоукина.- М., 1993

11. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы// Школьный психолог, 2003, № 36.- с. 18

12. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2008.- 192с.

13. Шафигуллина, Л. Р. Профессиональное саморазвитие молодого педагога: практикум / авт.-сост. Л. Р. Шафигуллина.- Волгоград: Учитель, 2009.- 100с.